«Победа – результат системной работы ИСАУ с инженерными проектами»
Четыре студента ИСАУ — победители гранта от ФСИ: по 1 млн рублей будет выделено каждому.
Глеб Холодов, Максим Сафронов, Алена Торопцева и Виктор Радкевич стали обладателями грантов Фонда содействия инновациям в размере 1 млн рублей. Среди более чем 11 тысяч заявок со всей страны разработки наших ребят вошли в число лучших. Два проекта рождены и доведены до заявки в Лаборатории интеллектуальных систем управления ИСАУ под руководством Вадима Харламова. Студенты очной формы Глеб Холодов и Максим Сафронов с большим энтузиазмом взялись за задачи лаборатории.
Проект DriveXMate (DXM) — «умный» ассистент водителя для повышения безопасности и комфорта без вмешательства в управление. Устройство ставится самостоятельно, пакетируется по наборам функций (удержание в полосе, подсказки по знакам, «умная» парковка, сигнализация, климат-контроль). «Хотелось упростить обучение вождению, поэтому DXM дает подсказки и советы, не требуя сложной установки», — говорит автор проекта Глеб Холодов, второкурсник направления «Автоматизация технологических процессов и производств». Планируемая цена максимальной комплектации — около 30 000 руб.
Проект четверокурсника с «Программной инженерии» Максима Сафронова «СССР 2.0: Металлический роботизированный конструктор» — отечественный учебный набор по робототехнике для школ: металлические детали, контроллер ESP32, датчики, приводы и полноценная методическая база «оборудование + уроки» для 5–11 классов. Делается упор на прочность, открытые стандарты и доступность: базовый комплект планируется в диапазоне 7–10 тыс. руб., срок работ — 12 месяцев с доведением до пилотной серии, упаковки, сайта и подготовки к сертификации. Решение закрывает дефицит доступных наборов после ухода части импортных производителей и соответствует задачам инженерного образования.
Комментарий научного руководителя – Вадима Харламова (ИСАУ): «Победа — результат системной работы ИСАУ с инженерными проектами “от идеи до прототипа”. DXM повышает безопасность на дорогах, делая технологии ассистентов доступными и простыми в установке. “СССР 2.0” дает школам законченное решение по робототехнике: прочный конструктор, открытая электроника и готовая методика. Эти проекты масштабируются, несут практическую пользу и формируют у студентов навыки реальной разработки.
В ближайших планах команд — отладка пользовательского опыта DXM, расширение комплектов и партнерства с авто-сообществом; для «СССР 2.0» — пилотные поставки в школы и технопарки, выпуск учебных материалов и запуск сайта с поддержкой преподавателей».
Не менее интересны работы студентов магистратуры заочной формы обучения: Виктора Радкевича и Алены Торопцевой.
Проект Алены посвящен созданию виртуальной экскурсии с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) по Великому Новгороду XIII века с акцентом на новгородское вече. Просмотр экскурсии поддерживается как на очках или шлемах дополненной реальности, так и на мобильных устройствах. Экскурсия включает как элементы повествования с визуальным и аудиопогружением, так и интерактивные элементы и квесты, оказывающие непосредственное влияние на ход сюжета. Алена Торопцева отмечает: «Я ожидаю, что проект поможет кардинально изменить восприятие богатой истории нашей Родины: из пассивного слушателя пользователь сможет превратиться в активного участника событий, что повысит уровень вовлеченности, мотивацию к изучению культурного наследия и улучшит запоминаемость материала. Особенно это актуально для молодежи и школьников, привыкших к цифровому и визуальному потреблению информации»
Совмещение традиционного формата экскурсии и современных технологичных решений поспособствует росту интереса к изучению отечественной истории и культурного наследия, а также решит проблему недоступности уникальных исторических маршрутов для широкой аудитории, включая людей с ограниченными возможностями передвижения. Вот так современные ИТ помогают решать социально и культурно важные задачи.
Проект Виктора Радкевича представляет собой иммерсивный VR-квест для диагностики суицидальных наклонностей у подростков.
В отличие от традиционных анкет проект использует силу виртуальной реальности для создания безопасной, контролируемой среды, где поведенческие и эмоциональные реакции пользователя являются основными диагностическими данными. Например, подросток, играя роль героя, незаметно для себя сталкивается со смоделированными психологически сложными ситуациями, такими как принятие решений, реакция на стресс, взаимодействие с виртуальными персонажами, все действия и реакция пользователя считываются в реальном времени и оцениваются по адаптированной шкале Бека.
Виктор акцентирует: «Сама идея родилась из наблюдений, как на данный момент проходит такое тестирование. Например, классические опросники, которые в основном содержат в себе однообразные вопросы, что влияет на субъективность ответа, вызывает усталость испытуемого. Надеюсь, что этот проект поможет с высокой точностью проводить диагностики, исключив ложноположительные и ложноотрицательные результаты, а также выявить группу риска на ранних стадиях».
В дальнейшем будет происходить интеграция различных сценариев для диагностик. Развитие столь важного социально-значимого проекта показывает, как ИТ могут служить высшим гуманистическим целям.
Университет «Дубна» и ИСАУ поздравляют ребят с заслуженной победой и благодарят ФСИ за поддержку студенческих технологических инициатив.
Источник:
Государственный университет «Дубна»