Уровень IQ может определять, насколько хорошо вы слышите в шумной обстановке
Исследование показывает, что когнитивные способности, а не только слух, играют ключевую роль в обработке речи в условиях фонового шума, как у нейротипичных, так и у нейроотличных людей
Короткое резюме
Новое исследование Вашингтонского университета показало, что интеллект играет ключевую роль в том, насколько хорошо люди понимают речь в шумной обстановке, даже при нормальном слухе. Ученые изучали три группы: людей с аутизмом, с фетальным алкогольным синдромом и нейротипичную контрольную группу. Все участники имели нормальный слух, но их результаты в тесте на восприятие речи с несколькими говорящими варьировались в зависимости от когнитивных способностей. «Связь между когнитивными способностями и восприятием речи выходила за рамки диагностических категорий. Этот вывод был последовательным во всех трех группах», — пояснила ведущий исследователь Бонни Лау.
В эксперименте участники слушали основного говорящего (мужской голос), в то время как два других голоса говорили одновременно на фоне. Задача состояла в том, чтобы сфокусироваться на основном говорящем и игнорировать отвлекающие факторы, выбирая цветную и пронумерованную коробку в соответствии с его командой. После этого участники прошли стандартизированные тесты на интеллект. Результаты выявили четкую и статистически значимую связь между интеллектуальными способностями и порогом восприятия речи в условиях многоголосия.
Исследование бросает вызов распространенному заблуждению, что любые трудности со слушанием связаны исключительно с потерей слуха. Как отметила Лау, успешное слушание в сложной акустической среде требует от мозга множества процессов: разделения речевых потоков, избирательного внимания, подавления конкурирующего шума, лингвистического декодирования и социальных навыков, что создает высокую когнитивную нагрузку. Полученные данные предполагают, что люди с нейроотличиями или более низкими когнитивными способностями могут извлечь пользу от адаптации среды, например, размещения ближе к источнику звука в классе.
Ключевой фактор
Интеллектуальные способности являются значимым предиктором восприятия речи в шуме, независимо от нейротипа
Универсальность
Связь между коэффициентом интеллекта и слуховым восприятием подтверждена в нейротипичной группе, группе с аутизмом и с фетальным алкогольным синдромом
Нормальный слух
Все участники имели нормальный слух, что доказывает роль центральной обработки, а не периферического слуха
Сложность задачи
Восприятие речи в шуме требует разделения потоков, избирательного внимания, подавления шума и лингвистического декодирования
Практическое значение
Необходимость оценки и модификации акустической среды для поддержки людей с трудностями обработки
Текст сгенерирован с использованием ИИ


