Вы смотрели одну квартиру, а вам звонят 10 агентов. Как цифровой след в недвижимости превратился из помощника в угрозу приватности.
Вы вбили в поиск «квартира в новостройке у метро» и через час получили идеальную подборку на почту. Удобно? Безусловно. А потом начались звонки от незнакомых номеров с предложениями «уникальных условий». Страшно? Ещё бы. Разбираемся, как big data в недвижимости создаёт идеальный сервис для клиента и идеальную охоту для агрессивных продавцов.
---
Вы заходите на сайт застройщика, чтобы изучить планировки. Просматриваете новостройку на маркетплейсе. Ищете отзывы о жилом комплексе. Каждое ваше действие оставляет цифровой след — невидимую, но очень чёткую тропу, по которой за вами начинают идти.
В подкасте Journal of Digital Technologies and Law с экспертом рынка Алексеем Назарычевым мы обсудили, как эта новая реальность работает и почему она — классическая «палка о двух концах».
Персонализация и сервис
Крупные застройщики и маркетплейсы научились агрегировать ваши действия в мощные аналитические системы. Они видят:
- какие районы и локации вы изучаете,
- на какие ценовые сегменты и площади смотрите,
- сколько времени уделяете тем или иным объектам;
На основе этих больших данных (Big Data) алгоритмы формируют точечные, релевантные предложения. Вместо тысяч случайных вариантов — десяток тех, которые действительно могут вам подойти. Это экономит ваше время и помогает быстрее найти «ту самую» квартиру. Идеальный сценарий «умного» рынка.
Охота и вторжение
Однако, как отметил Алексей, эти же данные часто утекают в агрессивную среду недобросовестных агентств и частных агентов. Как это работает?
- «Вычисление»: Специальные сервисы (сканеры, парсеры) собирают открытые и не очень данные о посетителях сайтов по недвижимости.
- «Профилирование»: Ваш цифровой след превращается в мишень. Становится понятно, что вы — «горячий», активный клиент.
- «Атака»: И вот уже ваш телефон разрывается от звонков с предложениями «посмотреть то, чего нет в открытой продаже» или «оформить сделку с огромной скидкой». Часто звонящие знают, какой именно объект вы смотрели, что создаёт жутковатое ощущение тотальной слежки.
«Клиенты часто не знают, что находятся под таким "цифровым колпаком"», — констатирует Алексей Назарычев.
Как себя обезопасить? Эксперт даёт практический совет:
Работа через одного проверенного, профессионального партнера или агента может стать вашим «щитом». Он выступает буфером между вами и агрессивной цифровой средой, беря на себя коммуникацию с рынком и фильтруя информацию. Ваш цифровой след в этом случае становится менее «размазанным» и более контролируемым.
Цифровизацию не отменить
Рынок движется в сторону всё большего анализа данных. Задача осознанного покупателя — не отрицать этот тренд, а управлять своим цифровым присутствием. Использовать технологии для удобного поиска, но понимать их риски и выстраивать стратегию защиты — например, через работу с доверенным профессионалом.
Хотите глубже понять, как банки используют ваши данные для скоринга и что ждёт рынок с приходом блокчейна? Это и многое другое — в полной версии нашего подкаста.
---
Эфир подготовлен для социальных сетей Journal of Digital Technologies and Law: рецензируемый научно-практический журнал о цифровых технологиях и праве, @t.me/JournalDTL

