Научный полк. «Любовь к Родине в нашей семье передается с генами»
Восемьдесят лет прошло с момента Великой Победы, но память о подвигах героев, отстоявших свободу и независимость Родины, навсегда останется в наших сердцах. Одним из таких героев был Яков Владимирович Майданский. Его история — это не просто хроника военных действий, это гимн любви к Родине, переданный нам через поколения.
Память о подвигах Якова Владимировича хранит его дочь — Ирина Стоянова, д-р психол. наук, ведущий научный сотрудник отделения аффективных состояний НИИ психического здоровья Томского НИМЦ.
Яков Владимирович родился в 1924 году в городе Днепропетровске. Мама — домохозяйка, отец — служащий, родители с детства прививали сыну любовь к труду и стремление к знаниям. Поэтому юный Яков Майданский с ранних лет мечтал стать инженером. В городе была детская железная дорога, и школьники «работали» на ней путевыми обходчиками, машинистами паровоза, кондукторами. Причем пропуском в детское депо был дневник со школьными отметками. Хочешь как взрослый подниматься в кабину паровоза с руками по локоть в мазуте — хорошо учись. И Яков учился, понимая, что знания откроют двери в будущее.
Однако его юность была прервана войной. В день, когда юноша получил аттестат зрелости, 22 июня 1941 года, мир погрузился в хаос. Яков Владимирович, не колеблясь ни на мгновение, отправился в военкомат проситься на фронт, но там его даже слушать не стали. Никто не верил, что война продлится долго.
У старшей сестры Якова Владимировича муж Александр Девятко был командиром подводной лодки в Севастополе. Сестра позвонила родителям, сказала, чтобы не волновались, через неделю всё успокоится. А через неделю Днепропетровск уже бомбили по три-четыре раза в день. Вскоре пришло извещение о гибели экипажа подлодки Щ-211, которой командовал Александр Девятко.
Жителей начали эвакуировать, и Майданские попали в деревеньку под Свердловском. Яков поступил в Свердловский горный институт, но две свои мечты — попасть на фронт и стать инженером — не оставил.
Отправиться на фронт семнадцатилетнему юноше можно было только после военного училища, и, не окончив первый семестр института, Майданский поступает в минометное училище.
К концу 1941 — началу 1942 года обстановка на фронтах осложнилась, и командование училища предложило курсантам выбор: закончить учебу и стать командирами или сразу ехать на фронт рядовыми. Яков Майданский выбрал фронт.
Якова Владимировича распределили в Орловскую стрелковую дивизию, там он и принял свой первый бой. Участвовал в Курско-Орловской операции, в освобождении города Орла. В составе 2-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Белоруссии.
Инженер, воплотивший в жизнь, свою детскую мечту созидать, строить, совершенствовать, не любил вспоминать о войне, которая несет смерть, страдания, разрушение. Наградой за мужество, проявленное Яковом Владимировичем на фронте, стали медаль «За боевые заслуги» и орден Красной Звезды.
— За 2 года на фронте он дослужился до звания сержанта и несколько раз был ранен, — вспоминает Ирина Стоянова. — Отец рассказывал, как однажды его защитил от пули простой карандаш, который лежал в нагрудном кармане. Пуля отскочила от карандаша, но был пробит комсомольский билет, сам Яков Владимирович тогда не пострадал. Сейчас этот билет является экспонатом в музее Барнаула.
Дважды после ранений отец возвращался из госпиталей на фронт. Гнал фашистов до Белоруссии. В конце войны он был тяжело ранен. Это произошло в белорусских лесах в 1944 году, он тогда служил радистом. Была нарушена связь, и его отправили на починку. В тот момент, когда Яков Владимирович нагнулся, чтобы соединить провода, сзади к нему подошёл враг и придавил к земле сапогом. Он выпустил автоматную очередь, которая пронзила отца насквозь. К счастью, вражеского солдата спугнули наши бойцы, которые находились неподалеку. Они нашли Якова Владимировича, истекающего кровью, и чудом успели доставить в госпиталь.
Из военного госпиталя Яков Майданский был выписан с заключением «инвалид». В двадцать лет… На долечивание его отправили в барнаульский госпиталь. Вскоре в Барнаул была эвакуирована вся семья Якова Владимировича – родители, сестры, маленькая племянница, дочь Александра Левятко.
Едва выписавшись из госпиталя, отец поступил и с отличием окончил Алтайский институт сельхозмашиностроения, ныне Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Во время учебы отец познакомился со своей будущей женой Коммунеллой.
— Жизнь просто не могла не свести этих людей, — писал журналист газеты «Вечерний Барнаул» Василий Каркавин. — Он — коммунист, не признающий для себя в жизни ничего кроме передовой, она — с детства воспитанная в семье первых большевиков. Папа Коммунеллы Васильевны был лесовод, мама — агроном. По воле партии они изъездили всю Сибирь: Омск, Томск, Тобольск, Новосибирск, Барнаул... Даже имена детям родители дали в честь французской революции — Коммунелла и Марат.
Окончив институт, супруги Майданские вместе работали на заводе "Трансмаш". Мои родители вместе прожили 68 лет, поддерживая друг друга, помогая пережить горечь потерь близких и радуясь каждому прожитому дню. Семья всегда чувствовали защиту и поддержку Якова Владимировича – отца, мужа, брата.
После войны Яков Владимирович принимал участие в освоении целинных земель, прошел трудовой путь от инженера до главного технолога завода "Трансмаш".
Этапы жизненного пути Якова Владимировича отмечены правительственными наградами: фронтовыми — орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», целинные — орден «Знак Почета», трудовые — медаль «За трудовое отличие», орден Трудового Красного Знамени.
В 2010 году еще одна награда нашла Якова Владимировича. Глава Барнаула в торжественной обстановке вручил ветерану Великой Отечественной войны Якову Владимировичу Майданскому орден Отечественной войны II степени.
«Эта награда ждала Якова Владимировича 66 лет. 6 июня 1944 года он был тяжело ранен под Могилевом и так и не узнал, что 13 августа 1944 года приказом командира 70-го Стрелкового корпуса № 038-Н был представлен к награде орденом Отечественной войны II степени», — отмечали в пресс-центре администрации Барнаула.
— Отец был человеком долга, очень ответственным и любящим свою Родину. И эта любовь до сих пор передается в нашей семье с генами. Он не жаловался и с достоинством преодолевал все трудности. И этому же учил своих детей, своих подчиненных и коллег. В короткие минуты отдыха он прививал нам любовь к шахматам, увлекался фотографией, в юности был членом заводской волейбольной команды, а в последствии – страстным футбольным болельщиком. Он был честным, справедливым и любил трудиться. Для нас отец остается любимым человеком, примером преодоления жизненных невзгод и умению радоваться жизни.
Источник:
Новости Томского НИМЦ