Ozempic и Wegovy связаны с редким риском внезапной потери зрения
Крупное исследование Rutgers выявило возможную связь препаратов GLP-1, включая Ozempic и Wegovy, с небольшим повышением риска редкой ишемической оптической нейропатии, способной вызывать внезапную потерю зрения
Short Summary
Крупное исследование под руководством учёных Рутгерса, опубликованное в «Анналы внутренней медицины», обнаружило, что приём препаратов класса GLP-1, включая семаглутид (Оземпик и Вегови) и тирзепатид (Маунжаро и Зепбаунд), связан с несколько повышенным риском развития редкой ишемической оптической нейропатии — состояния, которое может привести к внезапной и потенциально необратимой потере зрения. По оценкам, речь идёт примерно о трёх-четырёх дополнительных случаях на 10 000 пациентов, принимавших GLP-1 в течение 18 месяцев.
Исследование анализировало данные взрослых американцев 18–65 лет с диабетом 2 типа, недавно начавших принимать препараты для контроля заболевания. GLP-1 помогают регулировать уровень сахара в крови, снижать вес и уменьшать риски некоторых сердечно-сосудистых и почечных осложнений, однако их потенциальные побочные эффекты продолжают изучаться. Ишемическая оптическая нейропатия возникает при снижении кровоснабжения зрительного нерва; более 80% случаев, по оценкам, относятся к неартериитной передней форме. Потеря зрения часто бывает необратимой: примерно треть пациентов отмечает некоторое восстановление, обычно в первые шесть месяцев, но остаточные нарушения зрения нередко сохраняются. Случаи чаще встречались среди мужчин и взрослых в возрасте 50–65 лет.
Исследователи предупреждают, что полученные данные не доказывают, что GLP-1 напрямую вызывают повреждение зрительного нерва: повышенный риск могут объяснять и другие факторы, включая различия в состоянии здоровья пациентов. Тем не менее авторы подчёркивают важность настороженности в отношении внезапных изменений зрения и своевременной офтальмологической оценки, особенно у пациентов с уже повышенным исходным риском. Поскольку препараты GLP-1 становятся всё более распространёнными, продолжение мониторинга их безопасности остаётся особенно важным.
Связь с редким риском
Приём препаратов GLP-1 был связан с умеренным повышением вероятности ишемической оптической нейропатии
Низкий абсолютный риск
По оценкам, риск составляет примерно три-четыре дополнительных случая на 10 000 пациентов за 18 месяцев лечения
Группы повышенного риска
Случаи чаще наблюдались среди мужчин и взрослых в возрасте 50–65 лет
Причинность не доказана
Исследование не устанавливает прямой причинной связи; необходимы дальнейшие исследования, а при внезапных изменениях зрения рекомендуется срочная офтальмологическая оценка
Text generated using AI


