Правовое регулирование искусственного интеллекта: опыт Китая
Аннотация
Цель: проследить траекторию развития правового регулирования в сфере искусственного интеллекта в Китайской Народной Республике, выявив достоинства и недостатки китайского подхода к регулированию искусственного интеллекта и обозначив перспективы национального регулирования на ближайшее будущее с учетом мирового опыта.
Методы: в основе исследования лежат общенаучные методы анализа и синтеза, классификации, системный и функциональный подходы. Также использовались формально-юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы.
Результаты: проведенное исследование демонстрирует обоснованность китайских притязаний на мировое лидерство в создании правового регулировании искусственного интеллекта, так как именно в Китае приняты первые, уже вступившие в силу нормативные правовые акты, правда, каждый из них касается узкого круга вопросов, пока отсутствует закон, который бы устанавливал некоторые общие правила для индустрии искусственного интеллекта. Среди характерных черт китайского подхода, в первую очередь, названы его итеративность, позволяющая с каждым новым шагом корректировать регулирование, и отраслевой характер регулирования.
Научная новизна: в процессе исследования выделены и описаны этапы развития правового регулирования искусственного интеллекта в Китае, выявлены и аргументированы достоинства и недостатки китайского подхода к правовому регулированию, произведено сравнение данного подхода с подходами основных соперников Китая, конкурирующих с ним по уровню развития технологий и по уровню их правового регулирования. Все вышеперечисленное позволило прийти к выводам относительно последующего развития правового регулирования в Китае и в мире в целом.
Практическая значимость: ознакомление с материалами исследования дает возможность интересующимся правоведам, и не только им, получить четкое представление о достигнутом Китаем уровне регулирования в сфере искусственного интеллекта. Опыт Китая представляет значительный интерес для остального мира, позволяя убедиться на практике в правильности или ошибочности возможных вариантов регулирования в новой и сложной области. Результаты исследования могут быть использованы не только в практике правового регулирования в сфере искусственного интеллекта, но и при подготовке лекций по учебным курсам соответствующей направленности, создании учебных пособий для студентов-юристов.
Цитирование
Филипова И.А. Правовое регулирование искусственного интеллекта: опыт Китая. Journal of Digital Technologies and Law. 2024;2(1):46–73. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.4. EDN: awefay