Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Мар, 2024

Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам

Спозини Л.

PDF
DOI: 10.21202/jdtl.2024.5Полный текст: https://www.lawjournal.digital/jour/article/view/375
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Аннотация

Цель: выявить возможности адекватного ответа существующего правового режима на различные вызовы, которые системы искусственного интеллекта, лежащие в основе методов нейромаркетинга, ставят перед европейским правом.

Методы: исследование основано на риск-ориентированном подходе, формально-логическом, формально-юридическом и сравнительно-правовом методах, а также на методе правового прогнозирования, позволяющих выявить проблемы законодательства, обусловленные развитием технологий, способных распознавать человеческие эмоции и использовать их для управления поведением потребителей, и предложить пути их решения.

Результаты: в проведенном исследовании представлен краткий обзор наиболее широко распространенных методов нейромаркетинга, используемых алгоритмами и машинным обучением, позволяющим выявить точки когнитивной и эмоциональной уязвимости, собрать и обработать данные, а затем выстроить наиболее эффективные маркетинговые приемы, подталкивающие потребителя к выбору определенного товара или услуги. Проанализированы этические проблемы, возникающие при использовании методов нейромаркетинга в отношении некоторых базовых ценностей, таких как индивидуальная независимость, человеческое достоинство и свобода выбора. Показана тонкая грань между приемами, манипулирующими поведением потребителя (метод манипуляции), и теми приемами, которые, напротив, оказывают убеждающее воздействие, что само по себе не делает их противозаконными (метод убеждения). Представлен обзор существующей правовой базы, а также прецедентного права как Европейского суда, так и национальных судов государств-участников, с особым упором на Директиву о недобросовестной коммерческой практике, Общий регламент ЕС по защите персональных данных (жесткое право) и этические кодексы (мягкое право).

Научная новизна: в работе отмечается трансформация традиционных правовых категорий и важные проблемные точки существующего регу лирования, обусловленные ростом признания потенциала нейромаркетинга как инструмента, способного объяснить и спрогнозировать поведение потребителей, а также воздействовать на экономическое поведение субъектов отношений.

Практическая значимость: полученные выводы и предложения могут быть учтены при совершенствовании регулирования искусственного интеллекта в части его безопасности и надежности, повышения доверия к системе, с учетом обеспечения защиты этических принципов и сохранения фундаментальных человеческих ценностей.

Цитирование

Для цитирования:

Спозини Л. Влияние новых технологий на экономическое поведение и свободу выбора потребителя: от нейромаркетинга к нейроправам. Journal of Digital Technologies and Law. 2024;2(1):74–100. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.5. EDN: nifbkj

скопировано
Логотип "Голос Науки"
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Journal of Digital Technologies and Law
Научный журнал