Контекст времени, вызовы эпохи: место «художеств» в Петербургской академии наук
Аннотация
Развитие фундаментальной науки с помощью ремесел, т. е. новых технологий, и ремесел с помощью наук нашло свое воплощение в создании Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Такое сочетание в названии является декларацией о намерениях и видением развития науки, технологий и промышленности в их комплексной взаимосвязи. Практичному и прагматичному Петру Алексеевичу импонировали предложения Г. В. Лейбница, инкорпорировать «искусства и художества» в Академии наук. Почему же выделяется роль именно Лейбница, ставшая уже общим местом в историческом нарративе Академии наук XIX в.? Во множестве своих записок Петру Лейбниц на протяжении почти 20 лет (с 1697 по 1716) доказывал необходимость основания центрального учреждения (коллегии) для «художеств и наук», в ведении которого должны были также находиться «художники и ремесленники с их произведениями», что означало связь теории и практики в новой академии: «…ничто не может быть так важно <…>, как наука и художества», писал Лейбниц в своей первой записке царю в 1697 г., возможно, не дошедшей до него, но несшей в себе все основные идеи, изложенные Лейбницем впоследствии. Следовательно, данное сочетание не являлось «причудой» Петра, но служило цели производства с помощью прикладных наук практических научных знаний, которые можно было поставить на службу петровских преобразований, в том числе для развития производящей промышленности — главного источника богатства, согласно теории камерализма. Залогом успеха реформ визионера Петра и его академического проекта послужила смена картины мира нового поколения, мировоззренческий переворот, совершенный в умах российских элит, без которого идея академии не была бы ими принята или не смогла бы реализоваться так быстро.
Обсуждений пока нет
Будьте первым, кто задаст вопрос или предложит тему для обсуждения этой научной работы.