Демаркация киберпространства: политико-правовые последствия применения концепции национальных интересов суверенных государств
Аннотация
Цель: обосновать существование национального киберсуверенитета как юридического понятия, наряду с которым путем введения инновационной детерминанты – концепции государственных киберинтересов – переосмыслить традиционные понятия национального суверенитета и государственных границ в условиях динамичной природы киберпространства и необходимости разработки гибридного механизма защиты киберграниц, основанного одновременно на праве и технологиях.
Методы: на основе доктринального метода выявлены принципиальные расхождения в представлениях ведущих ученых разной отраслевой принадлежности по концептуальным теоретико-методологическим и понятийно-категориальным вопросам, в том числе по вопросу обоснования единого алгоритма для установления границ в киберпространстве. Доктринальный метод дополнен анализом судебной практики разных стран, позволяющим рассмотреть распространение судами своей юрисдикции на споры, связанные с киберпространством.
Результаты: в исследовании представлено применение традиционных и современных правовых концепций суверенитета в новой, цифровой среде, результатом чего стало сочетание правовых и технологических подходов. Раскрыто функциональное значение концепции государственных киберинтересов для демаркации киберпространства и определения границ национального суверенитета. Показана адаптируемость данной концепции к технически неопределенной природе киберпространства. Делается вывод об основных направлениях формирования концепции киберинтересов в киберпространстве, ее политических и правовых последствиях, основанных в том числе на практике судов разных стран по разрешению киберспоров.
Научная новизна: концепция государственных киберинтересов рассматривается в качестве инновационного метода определения киберграниц, что обусловливает трансформацию смысла традиционного понятия суверенитета и тесно связанного с ними понятия национальных интересов применительно к киберпространству в контексте обеспечения требований безопасности и активизации национальной защиты от киберугроз.
Практическая значимость: полученные результаты устраняют имеющиеся противоречия в определении суверенитета и его пространственных пределов в условиях развития современных технологий; способствуют выработке дисциплинарного стандарта киберсуверенитета на основе надежного демаркатора, необходимого для определения государственного суверенитета и границ в киберпространстве; адаптируют традиционные юридические понятия суверенитета и национальных интересов к глобальным современным кибервызовам; способствуют трансформации традиционных правовых институтов и норм в области суверенитета и границ в условиях киберпространства.