Профиль межполушарной асимметрии и когнитивные функции у подростков со средним и высоким уровнем интеллекта
Аннотация
Обоснование. Нейропсихологический подход позволяет считать, что различия в когнитивных процессах связаны с вариативностью сочетаний признаков парциального доминирования определённых структур мозга, проявляющихся в виде индивидуальных профилей латеральности. Однако проблема выявления и изучения связи межполушарной асимметрии с когнитивными функциями у подростков с высоким уровнем интеллекта остаётся не до конца разрешённой, что обуславливает актуальность настоящего исследования.
Цель: описать взаимосвязь типов профиля межполушарной асимметрии с характеристиками когнитивных функций у подростков со средним и высоким уровнем интеллекта.
Материалы и методы. Выборка включала 52 человека в возрасте 12–15 лет: 26 подростков с высоким уровнем интеллекта (основная группа), 26 подростков со средним уровнем интеллекта (контрольная группа). В качестве методов исследования использовались: тест Векслера (WISC-IV), методика исследования профиля межполушарной асимметрии (Хомская Е.Д., Ефимова И.В.), методика «Корректурная проба» Б. Бурдона, методика «Рассказ на заданную тему».
Результаты. У большинства подростков с высоким уровнем интеллекта выявлена выраженность праволатеральных черт, которые прослеживались в мануальной, слуховой и зрительной сфере сенсомоторной асимметрии. При этом выраженность праволатеральных и амбилатеральных черт сопровождается более выраженными показателями развития когнитивных функций. Подростки с типом профиля межполушарной асимметрии «Леворукие» характеризовались недостаточным уровнем устойчивости внимания и сниженной способностью к развёрнутому речевому высказыванию, вне зависимости от уровня интеллекта.
Заключение. Полученные данные показывают, что своеобразие индивидуальных профилей межполушарной асимметрии обусловливает неравномерность развития ряда психических функций в подростковом возрасте и различную готовность мозговых механизмов к обеспечению разных когнитивных процессов. Мы предполагаем, что результаты работы позволят расширить представления о роли межполушарной асимметрии мозга в организации когнитивных функций у подростков с высоким уровнем интеллекта.
Авторы
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником