Научная публикация

00:00
Максим Александрович Головчин
...
Статья в журнале
Июл, 2024

Культурные модусы студенческой молодёжи и их влияние на формирование жизненных планов

Максим А. Головчин

PDF
Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)
33 (2024), №6. C. 28-54
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-6-28-54

Аннотация

Цель исследования состоит в выявлении культурных модусов, которые в настоящее время наиболее активно оказывают влияние на духовную жизнь и мировоззрение представителей молодого поколения, особенно в аспекте формирования ими планов на будущее. На основе подходов Г. Хофстеде и А.А. Аузана к культуре была предложена методика исследования культурных модусов как конкретных проявлений жизненных ценностей и практик в духовной жизни общества. Всего в исследовании рассматривается четыре модуса («К», «КИ», «ИК», «И»), которые описывают различные проявления в общественном сознании дистанции власти, гендерной модели принятия решений, приоритета интересов, отношения к неопределённости, а также краткосрочности мобилизации жизненных ресурсов. Нами был предложен алгоритм изучения культурных модусов в рамках социологического исследования, для апробации которого был использован подмассив данных проекта Российского общества социологов «Культурное наследие и связь поколений» (2022 г.).

В исследовании было установлено, что современные студенты обладают разными культурными модусами. Наиболее часто встречаются носители «промежуточных» модусов, что вносит определённый оптимизм в отношении результатов взаимодействия культуры молодёжи и формируемых экономическими институтами социальных порядков (институций). В то же время было выявлено, что модусы оказывают разное влияние на планы опрошенных. В частности, обладатели модуса «ИК» (которые в выборке представлены наиболее массово) меньше остальных проявляют склонность оставаться жить и работать в стране после получения специальности.

Научная новизна исследования состоит в разработке авторского подхода к изучению процессов планирования жизни молодого поколения посредством анализа ряда культурных факторов, а также его апробации. Практическое значение результатов исследования состоит в возможности их использования в рамках стратегического проектирования молодёжной и образовательной политики.

Полный текст: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/5030
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения
Список пуст

К сожалению этот список сейчас пуст. Пожалуйста, попробуйте обновить страницу или вернитесь сюда позже.

Логотип "Голос Науки"
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Научный журнал
Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

33 (2024), №6. C. 28-54

Этот журнал еще не добавлен на платформу

Для цитирования:
скопировано

Закрепленное