Место мази на полиэтиленгликолевой основе, содержащей хлорамфеникол, в современной стратегии лечения инфицированных ран и гнойно-некротических очагов
Аннотация
В структуре острой хирургической патологии осложненные инфекции кожи и мягких тканей сохраняют лидирующие позиции, составляя до 30–40 % первичных обращений к хирургу.
Цель исследования – оценка эффективности (сроки перехода течения раневого процесса в репаративную фазу) и безопасности применения мази на полиэтиленгликолевой основе, содержащей хлорамфеникол (Левомеколь®) у пациентов старше 18 лет в лечении осложненных инфекций кожи и мягких тканей.
Материалы и методы исследования. В статье представлены результаты лечения 30 больных осложненными инфекциями кожи и мягких тканей различной этиологии и локализации, полученные в ходе неинтервенционного проспективного клинического исследования, проведенного в отделе ран и раневых инфекций ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского» Минздрава России в рамках совместной НИР с ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России для фармацевтической компании АО «Нижфарм» (шифр темы: № 032103-3-000) в 2023 г.
Результаты исследования. Согласно дизайну исследования, у всех пациентов диагностированы осложненные инфекции кожи и мягких тканей разной этиологии и локализации, требовавшие проведения хирургической обработки гнойного очага. Местное лечение в послеоперационном периоде включало ежедневные перевязки ран мазью на полиэтиленгликолевой основе, содержащей хлорамфеникол (Левомеколь®). К 10 ± 1 сут наблюдения отек и гиперемия исчезли у 25 (83,30 %) пациентов. Гнойное отделяемое отсутствовало у 27 (90,00 %) пациентов уже на 3-и сут после хирургической обработки гнойного очага, а к 7-м сут не определялось у всех 30 (100,00 %) больных. Начало образования грануляционной ткани отмечали уже на 3-и сут послеоперационного периода, а к 10-м сут грануляционная ткань отсутствовала лишь у 4 (13,33 %) пациентов. Была зафиксирована положительная динамика степени микробной обсемененности ран. К 3-м сут после хирургической обработки гнойного очага более чем у 90,00 % больных не отмечали роста патогенной флоры (кроме S. aureus). У 20 (66,67 %) пациентов и роста S. aureus не было (т. е. посев приходил с ответом «роста нет»). К 5-м сут лишь у 6 (20,00 %) больных отмечен рост S. aureus в количестве более 105 КОЕ/г ткани. У остальных пациентов либо рост отсутствовал, либо количественная микробная обсемененность была ниже 105 КОЕ/г ткани. К 7–10-м сут после хирургической обработки значимый количественный рост наблюдали лишь у 4 (13,33 %) человек.
На 10 ± 1 сут превалировали воспалительный, воспалительно-регенераторный и регенераторный типы цитограмм, в то время как гнойно-воспалительный и деструктивно-воспалительный отмечали лишь в ранах у 3 (10,0 %) пациентов. Выявленная динамика позволила сделать вывод о переходе течения раневого процесса в фазу регенерации на основании объективных критериев.
Исходно боли не было у 22 пациентов (73,3 %, 0 по шкале ВАШ). У остальных 8 пациентов уровень болевых ощущений фиксировался на уровне от 3 до 8 баллов. Из них уменьшение боли на 50,0 % зафиксировано к 7-м сут у 4 (50,0 %) пациентов. Нежелательные явления, требовавшие прекращения или смены варианта местного лечения, не зарегистрированы.
Заключение. Метод активного хирургического лечения ран и гнойно-некротических очагов, разработанный в Институте хирургии им. А. В. Вишневского (ныне – ФГБУ «НМИЦ хирургии им. А. В. Вишневского» Минздрава России) позволяет добиваться купирования гнойного процесса, перехода течения раневого процесса в стадию регенерации и выполнения пластических операций, направленных на заживление ран первичным натяжением, даже в условиях хирургической инфекции. Важным компонентом метода активного хирургического лечения ран является местная терапия, которая в настоящее время стремительно развивается, дополняясь такими способами, как отрицательное давление, ультразвуковая кавитация, лазерные технологии и другие. При этом классический повязочный способ лечения гнойных ран не теряет актуальности. А мази на полиэтиленгликолевой основе, в частности проверенная временем мазь Левомеколь®, сохраняют высокую активность и эффективность как для купирования инфекции, так и при подготовке ран к последующей пластике. При сохраняющейся эффективности мазь по-прежнему обладает высоким профилем безопасности, что позволяет продолжать рекомендовать ее использование в лечении осложненных инфекций кожи и мягких тканей.
Авторы
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником
Описание недоступно
Автор еще не стал участником