Юридическое образование и искусственный интеллект: векторы взаимодействия
Аннотация
Цель: выработка предложений по внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в юридическое образование.
Методы: диалектические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, систематизация, сравнение, классификация, прогнозирование), статистический, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Комплексно данные методы позволят всесторонне проанализировать взаимосвязь ИИ и юридического образования.
Результаты: в статье выявлены основные направления совершенствования юридического образования в условиях развития ИИ: интеграция информационно-коммуникационных технологий и обучение специалистов, способных эффективно работать на стыке права и технологий. Определены преимущества и недостатки использования ИИ в юридическом образовании. Обозначены этические аспекты применения ИИ и необходимость управления развитием технологий на основе принципов справедливости, прозрачности и учета интересов человека. Аргументируется важность развития у обучающихся не только специализированных знаний, но и универсальных компетенций, которые
помогут им успешно адаптироваться к динамично изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
Научная новизна: проведен комплексный анализ взаимодействия юридического образования и ИИ, включая выявление конкретных возможностей применения ИИ в юридическом образовании, а также связанных с этим рисков и проблем. Автор предлагает системный подход к совершенствованию юридического образования в условиях развития ИИ, акцентируя внимание на необходимости пересмотра образовательных программ по юридическим направлениям
посредством интеграции информационно-коммуникационных технологий; развития у обучающихся универсальных компетенций для адаптации к динамично меняющейся профессиональной среде; введения обязательного повышения квалификации судей, юристов-практиков с целью формирования навыков использования систем ИИ.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для оптимизации и адаптации образовательных программ юридических вузов к требованиям цифровой эпохи, а также для разработки эффективных подходов к применению ИИ в юридической практике и образовании с учетом этических аспектов и потенциальных рисков.