Правовые аспекты защиты персональных данных и проблемы конкуренции на цифровых рынках
Аннотация
Цель: разработка подходов и предложений по совершенствованию правовых механизмов защиты персональных данных в условиях развивающегося характера цифровых рынков и роста цифровой конкуренции.
Методы: статья подготовлена на основе формально-юридического и сравнительно-правового методов исследования.
Результаты: показаны уникальные особенности цифровых рынков, которые необходимо учитывать для достижения целей антимонопольного законодательства. Отмечается, что основополагающими элементами цифрового рынка являются концепция больших данных и аналитики больших данных, которые на основе цифровых платформ способны производить многие прямые и косвенные сетевые эффекты, требующие понимания для эффективного антимонопольного реагирования и применения соответствующего законодательства. Рост цифровых платформ как бизнес-модели и жизненно важной инфраструктуры цифровой экономики рассмотрен как фактор совершенствования мер правового регулирования отношений, связанных с защитой данных и конфиденциальностью. Определен потенциал в сфере цифровых платформ показателей оценки сложившейся рыночной силы и влияния потенциальной конкуренции на ограничение этой силы. Данные рассмотрены как неотъемлемый компонент общего конкурентного ландшафта на рынке. Анализу подвергнуто действующее в Европейском союзе правовое регулирование в сфере функционирования цифровых платформ и защиты персональных данных. Выявлены трудности, связанные с созданием и применением эффективных нормативных актов, регулирующих деятельность цифровых платформ. Обоснована необходимость изменения антимонопольными органами подходов к аналитике с тем, чтобы учесть отличительные особенности цифровых платформ. Отмечено, что такие изменения могут потребовать законодательных реформ и пересмотра процедур, чтобы соответствовать быстрому развитию этих рынков и обеспечить тщательное изучение любого потенциально антиконкурентного поведения.
Научная новизна: проведенное исследование вносит вклад в разработку подходов к определению показателей обеспечения конфиденциальности персональных данных в условиях цифровизации рынков и оценке эффективности антимонопольного законодательства и практики его применения в новой конкурентной среде.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть положены в основу совершенствования антимонопольного законодательства и законодательства в сфере защиты персональных данных, а также правового регулирования деятельности цифровых платформ в целом.