Оценка стрессогенности ситуации социального отчуждения россиян и стратегий её преодоления у молодёжи и старшего поколения
Аннотация
Исследование посвящено изучению субъективной оценки молодёжью и представителями старшего поколения ситуации социального отчуждения России в пространстве международных отношений. Контекст жизни россиян осмыслен авторами через призму психологии социального стресса и совладания с ним, что отражает новизну исследования.
Цель исследования. Выявить особенности субъективной оценки и когнитивно-поведенческих стратегий преодоления стресса социального отчуждения у молодёжи и старшего поколения.
Методы. Сравнительное исследование проведено на стыке идиографического и номотетического подходов. Выборка состояла из 4 эмпирических групп респондентов разных возрастов – 100 человек (мужчины и женщины) от 18 до 78 лет (М = 35,8; SD = 15,3). Методический комплекс включал: интервью на восприятие ситуации отчуждения россиян в современном контексте, обработанное методом контент-анализа; методики «Когнитивная оценка стрессовой ситуации» (Маленова А.Ю., 2015), «Шкала этнонациональных установок» (Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Ткаченко Н.В., 2018), «Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления стрессовой ситуации» (Сизова И.Г., Филиппченкова С.И., 2002), «Опросник личностных изменений» (Парфенова Т.В., 2008).
Результаты. Оценка последствий отчуждения амбивалетна, связана как с констатацией снижения качества жизни, ограничением возможностей, так и с интеграцией на уровне нации. Доминирующей эмоцией по отношению к отчуждению является печаль, отражающая сложность ситуации, при этом как стрессогенная она в большей степени оценивается представителями средней взрослости. Стратегии её преодоления направлены у молодых людей на усиление субъективного контроля над ситуацией. В юности восприятие действительности без переноса агрессии на другие этносы, возможно в случае менее выраженных этнических установок.
Заключение. Основными субъективными критериями ситуации социального отчуждения как социального стресса являются: разделение стран на «своих» и «чужих»; негативная оценка напряжённости международных отношений; восприятие ограничений планирования; самореализации в будущем.