Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Июн, 2025

Основные проблемы реформирования российской системы высшего образования: нормативные акты и взгляд профессиональной среды

Шахова Д.И.

DOI: 10.21202/2782-2923.2025.2.239-256

Аннотация

Цель: выявление особенностей сложившейся институциональной среды системы высшего образования в России, в том числе определение уровня доверия как в обществе, так и внутри самой системы образования, существующего уровня асимметрии информации относительно предстоящих изменений в связи с уходом от Болонской системы, а также ожиданий основных акторов от проводимого реформирования. Выявление существующих в профессиональной среде нарративов необходимо для повышения успеха предстоящего внедрения новых формальных норм и снижения вероятности появления стимулов к оппортунистическому поведению, которое возможно в случае «неустановления внутренних отношений в соответствии с отношениями внешними».

Методы: при решении исследовательской задачи главным образом использовались методы нарративного анализа и дискурс-анализа, а также проведение глубинных интервью с преподавателями вузов.

Результаты: выявлено, что для России характерен низкий уровень доверия в обществе, колебания которого коррелируют с происходящими изменениями в экономической и социальной сферах, а также низкий уровень информированности населения и непосредственных акторов системы высшего образования о предстоящих изменениях. Результаты проведенных интервью показали наличие осторожного отношения со стороны профессорско-преподавательского состава к любым изменениям (в том числе и к текущим), которые, по их мнению, могут привести скорее к повышению уровня бюрократизации, чем к решению существующих проблем недостатка финансирования образования и науки, повышенной нагрузки преподавателей. Также отмечены особенности поведенческих паттернов студентов в виде низкой вовлеченности во внеучебную деятельность вуза, относительно невысокой оценки уровня престижности профессии ученого, а также межпоколенческие отличия, влияющие на стимулы обучения в высшей школе.

Научная новизна: обоснование значимости анализа и мониторинга существующего уровня доверия, сложившегося у акторов в системе высшего образования для более эффективного реформирования данной системы. Практическая значимость: положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем для изучения влияния проводимых реформ на систему высшего образования.

Полный текст: https://www.rusjel.ru/jour/article/view/2632
ИнфоАвторыОбсуждения

Обсуждений пока нет

Будьте первым, кто задаст вопрос или предложит тему для обсуждения этой научной работы.

Начать обсуждение
Логотип "Голос Науки"


Поддержать проект
Спонсор
* не является рекламой
Основное меню

Категории

    Регистрация
    Информация
    Дата публикации: 7 Июн, 2025Кол-во просмотров: 55
    Полный текст: www.rusjel.ru
    Для цитирования:
    Шахова Д.И. Основные проблемы реформирования российской системы высшего образования: нормативные акты и взгляд профессиональной среды // Russian Journal of Economics and Law. – 2025. – Т. 19. – № 2. – С. 239-256. https://doi.org/10.21202/2782-2923.2025.2.239-256
    скопировано
    Russian Journal of Economics and Law
    Научный журнал

    Закрепленное