Совершенствование профилактических (противоэпидемических) мероприятий для снижения биориска при обучении работам с ПБА I–II групп
Аннотация
Деятельность с использованием особо опасных патогенов сопряжена с профессиональными биорисками: вероятностью антропогенных аварий, лабораторного инфицирования работников – и требует приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков безопасного выполнения манипуляций. Одним из базовых компонентов системы обеспечения биобезопасности при обучении специалистов является комплекс регламентированных профилактических (противоэпидемических) мероприятий для снижения биориска и оперативного выявления инфицирования: медицинские осмотры, вакцинация и обсервация (по показаниям), проверка знаний правил обеспечения биобезопасности, ежедневное медицинское наблюдение (опрос, осмотр, термометрия). Постепенное, начиная с 1990 г., сокращение практической части профессиональной переподготовки работников с шести до трех месяцев при сохранении цели обучения – надежной, безопасной профессиональной деятельности – обусловливает необходимость повышения интенсивности выработки умений и навыков безопасной работы и соответственно дополнительных мер для снижения биориска при работе с патогенами слушателей курсов, изначально не имеющих профессиональных умений и навыков. Цель работы – совершенствование комплекса профилактических (противоэпидемических) мероприятий для снижения риска антропогенных аварий и лабораторного инфицирования при обучении безопасной работе с патогенными биологическими агентами I–II групп (ПБА). Проведен анализ законодательных, нормативно-методических документов, подзаконных актов, информационно-патентный поиск в области обеспечения биобезопасности работ с ПБА и дополнительного профессионального образования. Предложен перечень дополнительных профилактических (противоэпидемических) мероприятий к регламентированному комплексу мер обеспечения биобезопасности, разработаны средства обучения для снижения биориска на практических занятиях: пять учебных наборов штаммов особо опасных бактерий и алгоритмы их безопасного применения; комплект стандартных операционных микробиологических процедур; методы персонифицированной оценки профессионально важных качеств и индивидуальной модели безопасного поведения, уровней профессионального здоровья, подготовленности, надежности профессиональной деятельности и риска их снижения у обучающегося.