Парадигмы и научные революции в эпидемиологии
Аннотация
В статье анализируются философские идеи американского историка и философа науки Томаса Куна; который ввёл в научный обиход такие ключевые понятия; как «парадигма» и «смена парадигм»; являющиеся основой его подхода к развитию науки. Идеи Куна и его работа «The Structure of Scientific Revolutions» (1962); где изложены основные положения его учения; остаются одними из самых цитируемых в мировой науке. Однако в русскоязычной литературе; особенно в контексте медицинской науки; они освещены недостаточно. Согласно Куну; накопление знаний происходит постепенно лишь в периоды «нормальной науки»; в то время как основное развитие науки происходит скачкообразно; через научные революции; которые связаны со сменой парадигм. Под парадигмой Кун понимает «признанные научные достижения; которые в течение определённого времени служат научному сообществу моделью для постановки задач и их решений». Вместе с тем; термин «научные революции»; используемый Куном; охватывает все преобразования в науке; начиная от незначительных изменений до масштабных трансформаций; что не всегда логически обосновано. Российский философ В.С. Стёпин выделяет четыре крупных научных революции; охватывающих период становления современной науки с XVII века до наших дней. В статье предлагается интерпретировать глобальные научные изменения через классификацию Стёпина В.С.; рассматривая смену парадигм (по Куну); происходящую в рамках этих крупных этапов; как «дискретные преобразования». В настоящей статье сделана попытка ознакомить отечественных специалистов с развитием науки как процесса смены парадигм; рассматриваемого в контексте эпидемиологических исследований.