00:00
Статья в журнале
Сен, 2025
Интернет-комментарий как оценочный жанр
Аннотация
Проблема распространения агрессивных форм речи через интернет усугубляется анонимностью интернет-общения и сложностью отделения допустимых форм взаимодействия людей от агрессивных (недопустимых). Для того, чтобы бороться с такими явлениями, или хотя бы опознавать их, следует точно сформулировать их речевые особенности и разобраться в их причинах. В связи с этим, исследование роли оценочных суждений в приобретении высказыванием статуса агрессивного, является весьма актуальным. Материалом исследования послужили 3000 реплик, содержащих оценочные суждения, выбранные из комментариев к 50 статьям, размещённым на платформе Дзен.
Наблюдения показывают, что у современных молодых людей полностью отсутствует понимание разницы между субъективными (выражающими личное мнение пишущего) и объективными (отражающими ценности, принятые в обществе) оценками. Абсолютное большинство суждений предъявляется в категоричном тоне и содержит только высшие степени интенсивности отрицательных оценок. Объектом оценки в комментариях, чаще всего, выступает личность автора, несколько реже – содержание текста, причём, в обоих случаях степень агрессивности оказывается примерно одинаковой. В некоторых случаях оценивается предмет, обсуждаемый в тексте поста. Здесь степень агрессивности оценки зависит от того, насколько неприятен этот предмет для комментаторов, и может варьироваться в очень широких границах. Наиболее частотными языковыми приёмами, используемыми для усиления агрессивности высказывания, в исследованных блогах оказались ирония, приём «сведение к абсурду», цитирование прецедентных текстов и языковая игра. В целом утверждается, что агрессивной следует признать оценку, которая выдаёт своё собственное субъективное восприятие действительности за объективную и непререкаемую истину. Такая оценка имеет прямую цель – причинение морального вреда автору текста и его унижение. В то же время косвенной целью является повышение своего статуса путём присваивания себе права судить и оценивать других.
Полный текст: http://philology-asu.ru/archive/2025/issue/3/article/95Обсуждений пока нет
Будьте первым, кто задаст вопрос или предложит тему для обсуждения этой научной работы.