Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Сен, 2025

Использование приёма контраста в новелле Проспера Мериме «Кармен»

Кузнецова Е.В., Джардемова А.А.

Аннотация

В данной статье проведено исследование контраста как стилистической особенности новеллы «Кармен» Проспера Мериме. Французский писатель XIX века трансформировал такой литературный жанр, как новелла. Анализируя приём контраста, авторы доказывают, что данный приём является одним из маркеров отличия стиля данного писателя и неотъемлемым стилистическим приёмом новеллы «Кармен», где всё повествование строится на контрасте. Актуальность статьи не вызывает сомнений, так как в настоящее время в лингвистической науке особое внимание уделяется изучению языковых средств выражения различных эмоционально-экспрессивных категорий, которые передают отношение автора художественного произведения к изображаемой им действительности. Авторы статьи берут за основу положение о том, что контрастность, являясь одной из основ человеческого познания мира, в художественной литературе способна отразить особенности мировосприятия автора через систему языковых средств его выражения и приходят к выводу, что контраст, как стилистический приём, позволяет глубже понять внутренние конфликты персонажей. В статье анализ конфликта героев проводится на всех уровнях языка. Семантический контраст в художественных произведениях подчёркивает различия между персонажами, идеями и темами, углубляя понимание текста. В новелле Проспера Мериме «Кармен» ярко выражен контраст между главными героями – Кармен и Доном Хосе. Кармен представляет собой свободную и независимую женщину, отвергающую традиционные нормы, тогда как Дон Хосе олицетворяет долг и обязательства. В центре сюжета конфликт между страстью и долгом перед обществом, семьёй и Богом. Авторы статьи анализируют этот приём на фонетическое уровне (через звуковые эффекты и рифмы), морфологическом (через разные грамматические категории: изъявительное наклонение описывает факты, а условное – желания), лексическом (лексика, выражающая различия в характере персонажей). Таким образом, эти противопоставления создают глубокий контраст между персонажами и их внутренними конфликтами, обогащая текст и углубляя его тематику.
Полный текст: http://philology-asu.ru/archive/2025/issue/3/article/98
ИнфоАвторыОбсуждения

Авторы

Кузнецова Е.В.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Джардемова А.А.

Описание недоступно

Автор еще не стал участником

Показаны все результаты
Логотип "Голос Науки"
Главная
Быстрый доступ
Поддержать проект
Спонсор
* не является рекламой
Категории
    Регистрация
    Информация
    Дата публикации: 29 Сен, 2025Кол-во просмотров: 5
    Полный текст: philology-asu.ru
    Для цитирования:
    Кузнецова Е. В., Джардемова А. А. Использование приёма контраста в новелле Проспера Мериме «Кармен» // Евразийский филологический вестник. 2025. Вып. 3 (11). С. 51–71.
    скопировано
    Евразийский филологический вестник
    Научный журнал