Интеллектуальные транспортные системы – основа de lega ferenda транспортной системы Российской Федерации
Аннотация
Цель: исследование тенденций правового регулирования применения интеллектуальных транспортных систем в условиях цифровой трансформации транспортного сектора экономики, а именно нарастающего значения интеллектуальных транспортных систем в будущей транспортной системе Российской Федерации.
Методы: системно-структурный метод является основой изучения интеллектуальных транспортных систем. С помощью него представляется возможным изучить архитектуру интеллектуальных транспортных систем как сложного структурного единства. Наряду с указанным методом используются также сравнительно-правовой метод, направленный на иллюстрацию различий и сходных черт в правовом регулировании применения интеллектуальных транспортных систем. Методы правового моделирования и прогнозирования, а также формально-логический метод выступают второстепенными методами для полноценного изучения правового регулирования интеллектуальных транспортных систем.
Результаты: в статье представлены концептуальные подходы по определению понятия «интеллектуальные транспортные системы», выделению иерархии интеллектуальных транспортных систем, которым отводится основополагающее место в построении транспортной отрасли. На основе проведенного анализа делаются выводы о векторах формирования транспортного законодательства, направленного на регулирование применения интеллектуальных транспортных систем.
Научная новизна: в статье представлен концептуальный подход по формированию правового регулирования интеллектуальных транспортных систем. С этой целью рассмотрен вопрос о сущностном содержании понятия «интеллектуальные транспортные системы» на легальном и научном уровнях, показаны существующие терминологические проблемы для выстраивания правового регулирования. Анализ архитектуры интеллектуальных транспортных систем позволил впервые сформулировать основные подходы к формированию правового регулирования отдельных ее элементов (в том числе высокоавтоматизированных и полностью автоматизированных транспортных средств, «умной» инфраструктуры и т. д.) не обособленно, а как составных частей целого.
Практическая значимость: представленный в исследовании материал и сделанные на его основе выводы способствуют развитию правового регулирования транспортной отрасли в условиях цифровой трансформации. В статье делается акцент именно на правовом регулировании интеллектуальных транспортных систем с учетом их технических и технологических особенностей. Именно интеллектуальные транспортные системы являются de lega ferenda транспортной системы, которая предопределяет вектор трансформации транспортного законодательства. В свою очередь разработка правовых основ позволяет расширять географию внедрения технических новелл и делать их применение более масштабным.
Цитирование
Бажина М.А. Интеллектуальные транспортные системы – основа de lega ferenda транспортной системы Российской Федерации. Journal of Digital Technologies and Law. 2023;1(3):630-649. https://doi.org/10.21202/jdtl.2023.27. EDN: vbowtb