Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Июн, 2023

Оценка конкурентоспособности российского электромобиля как обоснование необходимости стимулирования рынка электромобилей в России

Барабошкина А.В., Кудрявцева О.В.

PDF
DOI: 10.21202/2782-2923.2023.2.269-288Полный текст: https://www.rusjel.ru/jour/article/view/2408
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Аннотация

Цель: оценка конкурентоспособности российских электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания с учетом экстернальных издержек, связанных с выбросами основного парникового газа – СО2.

Методы: в статье использованы сравнительный, количественный методы, метод анализа и синтеза, метод оценки совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO), обосновано применение стоимостной оценки предотвращения (avoidance cost approach) как оптимального подхода к оценке экстернальных издержек, связанных с изменением климата.

Результаты: современное эффективное экономическое развитие неразрывно связано с организацией низкоуглеродной транспортной системы. Зеленый переход на электромобили позволяет решать проблему экстерналий, связанную с завышенными общественными издержками из-за выбросов парниковых газов. В работе изучены перспективы перехода на строительство электротранспорта с точки зрения снижения экстернальных издержек транспортных средств. В статье дана оценка текущего состояния и ключевых барьеров развития производства электротранспорта. 

Дана сравнительная оценка конкурентоспособности российских электромобиля и автомобиля с ДВС с учетом экстернальных издержек, связанных с углеродными выбросами. Сравнение осуществлялось на основе оценки совокупной стоимости владения с учетом экстернальных издержек, связанных с выбросами парниковых газов. В результате сравнительного анализа определено, что совокупная стоимость пятилетнего владения Evolute i-Pro с учетом всех мер поддержки даже ниже, чем у близкого ему по техническим характеристикам бензинового седана Lada Vesta Sport на 342,7 тыс. руб. Без субсидирования Evolute i-Pro пока не достигает паритета в стоимости владения с бензиновым автомобилем, несмотря на низкие эксплуатационные расходы, бесплатную парковку и освобождение от уплаты транспортного налога. На основе проведенного исследования сделаны выводы о мерах, необходимых для увеличения разрыва совокупной стоимости владения в автомобилях с ДВС и электромобилях для повышения конкурентоспособности последних.

Научная новизна: использован авторский подход к сравнительной оценке конкурентоспособности нового российского электромобиля Evolute i-Pro и бензинового автомобиля Lada Vesta Sport, который, помимо мер поддержки, включает экстернальные издержки, связанные с углеродными выбросами.

Практическая значимость: полученные результаты могут пригодиться разработчикам государственных мер поддержки в рамках оценки эффективности текущего механизма субсидирования и принятия решений относительно дальнейшего стимулирования развития рынка электромобилей в России. Результаты исследования также будут особенно полезны жителям Москвы, которые задумываются о покупке отечественного электромобиля.

Цитирование

Для цитирования:
скопировано
Логотип "Голос Науки"
Поддержать проект
Подкасты
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Russian Journal of Economics and Law
Научный журнал