Амбивалентные черты идеологии консюмеризма: философский аспект проблемы
Аннотация
Цель: исследование идеологии консюмеризма, выявление ее стратегических маневров, анализ последствий их внедрения, сказавшихся на состоянии современного общества и бытии личности.
Методы: логический и структурный анализ, системно-функциональный подход, сравнительный анализ. Материалом для теоретического осмысления проблемы послужили идеи Ж. Бодрийяра и Э. Кассирера.
Результаты: в ходе исследования выявлено, что идеология консюмеризма обращена к мифологическому виду сознания личности, расставляя акценты на таких составляющих, как чудо и миф о счастье, что привлекает внимание индивида. Мощной стратегической силой идеологии консюмеризма как прозрачного управления обществом потребления оказывается реклама, базирующаяся на технологии мифодизайна. Ее составляющими элементами являются миф и образ, которые намеренно конструируются. Реклама сакрализирует раскручиваемые ею объекты, превращая их в фетиши. Они становятся объектом поклонения и вожделения консьюмера. Посредством мифа и образа реклама структурирует психическую реальность, оказывая суггестивное воздействие на индивида как потенциального покупателя рекламируемых объектов. Наиболее ярко прозрачная манипулятивность рекламы проявляется в отношении символического потребления. Она стимулирует покупательскую активность консьюмера посредством массированной атаки знаками и символами, олицетворяющими бренд. Благодаря рекламе бренд сакрализируется, но его смысловая значимость оказывается симулятивной. Зависимость от символического потребления свидетельствует не только о статусности или успешности индивида, но и его несамодостаточности, обусловленной поглощением брендом и производимыми им товарами/услугами.
Научная новизна: заключается в выявлении амбивалентности идеологии консюмеризма, активно эксплуатирующей наряду с рационально-прагматическим мифологический тип сознания личности.
Практическая значимость: заключается в использовании ее результатов для формирования стратегий выхода из кризисного состояния социального, дальнейшего изучения современного состояния общества потребления, идеологии консюмеризма, рекламы и технологии мифодизайна, а также прогнозирования алгоритмов действий личности и возможности коррекции ее мировидения.