Некоторые аспекты правового обеспечения национализации частной собственности
Аннотация
Цель: изучение текущего состояния доктрины и законодательства о национализации для формулирования предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в данной сфере.
Методы: в исследовании использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия. С помощью логического метода исследования были сформулированы определения некоторых терминов, в частности, национализации, экстренной национализации, выявлены присущие им признаки. В процессе изучения темы применялись также частно-научные методы исследования, характерные для юриспруденции: формально-юридический, сравнительно-правовой, с помощью которых выявлена логика законодателя и сделаны выводы о целесообразности выплаты компенсации при национализации имущества у частных собственников.
Результаты: в статье на основе анализа законодательства, практики его применения, российской и зарубежной литературы раскрывается сущность национализации. Под национализацией в работе понимается приобретение государством права собственности на имущество, находившееся в частной собственности, на основании федерального закона с выплатой или без выплаты компенсации собственнику стоимости его имущества, которое направлено на защиту публичных интересов. Особое внимание в статье обращается на понимание категории «государственная собственность» как собственность всего народа, т. е. общенародная собственность.
Научная новизна: в работе раскрывается понятие и сущность национализации, а также смежных с ней правовых категорий (приватизация, отчуждение, компенсация и др.), проведен сравнительно-правовой анализ порядка национализации в различных государствах, выявлены преимущества и недостатки предварительного и равноценного возмещения как обязательного условия национализации частной собственности. В работе обосновывается необходимость национализации предприятий во всех наиболее важных отраслях, и в первую очередь в сферах естественных монополий, в которых производители могут получать прибыль только для обеспечения собственного развития. Национализация должна быть мягкой, с возможностью выплаты компенсации, но только после проведения полного аудита результатов деятельности предприятий для решения вопроса о том, насколько добросовестно и ответственно действовали их собственники и управляющие.
Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности при совершенствовании гражданского законодательства и практики его применения, а также разработке долгосрочных и краткосрочных стратегий экономического развития России.