Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек
Аннотация
Цель: выявление последствий перехода к тотальному дистанционному обучению в российском высшем образовании в условиях самоизоляции, вызванных распространением нового коронавируса.Методы: качественные методы, нарративный анализ, глубинные интервью, включенное наблюдение.Результаты: процесс перехода на дистанционное образование с целью борьбы против распространения новой коронавирусной инфекции в России в 2020 г. является уникальным примером одновременного внедрения институциональных и технологических инноваций. Анализ данного феномена требует использования идей институциональной и эволюционной экономической теории, а также нарративной экономики и австрийской школы. В целях определения основных закономерностей возникновения и усиления институциональных ловушек, возникающих в условиях режима самоизоляции в системе высшего образования, авторами были проанализированы нарративы и глубинные интервью основных акторов. Кроме того, определенная часть выводов сформулирована на основе включенного наблюдения авторов статьи как типичных представителей сферы высшего образования. Проведенное исследование позволило выявить основные закономерности текущего тотального внедрения дистанционных технологий в российском высшем образовании. Определено, что институциональная и технологическая эволюция может приводить к отбору и закреплению неэффективных институтов и технологий под действием возрастающей отдачи. Повсеместное внедрение дистанционного образования демонстрирует его недостатки. На основе анализа результатов глубинных интервью сформулированы выводы об основных институциональных проблемах цифровизации образовательного процесса. Дистанционное образование не является полноценной заменой образования в традиционной форме, затрудняет передачу неявного знания, контроль и обратную связь при обучении, неоднозначно влияет на издержки образовательной деятельности, не позволяет полагаться на надежность информационно-коммуникационных технологий. При этом подчеркивается, что переход на дистанционное образование может трактоваться как новый этап эволюции институциональной ловушки электронизации и цифровизации. Научная новизна: заключается в выявлении качественных характеристик процесса внедрения тотального дистанционного образования в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции в России.Практическая значимость: определяется необходимостью понимания причин неэффективности и обострения противоречий между различными группами акторов в сфере образования и науки в условиях противодействия распространению коронавирусной инфекции.
К сожалению этот список сейчас пуст. Пожалуйста, попробуйте обновить страницу или вернитесь сюда позже.