Оценка влияния социального капитала на предпринимательскую активность в российских регионах
Аннотация
Цель: оценка влияния социального капитала на экономический рост, благосостояние и предпринимательскую активность российских регионов.Методы: абстрактно-логический, описательный, эконометрическое моделирование.Результаты: при подготовке обзора литературы по тематике исследования выявлено консенсусное мнение о том, что социальный капитал - многофакторное явление, имеющее множество элементов, форм проявления и каналов воздействия на развитие социально-экономических систем. Направление воздействия социального капитала существенно зависит от его контекста.В работе показано, что в разное время различные элементы социального капитала по-разному влияют на показатели предпринимательской активности регионов России. В частности, два из трех основных элементов социального капитала - капитал доверия и капитал социальных сетей, - рассчитанных по данным фонда «Общественное мнение» «Георейтинг 2007» и отчета «Социальный капитал: альтернативный источник энергии» (2015 г.), определяют от 14 до 18 % различий российских регионов по доле выручки малых предприятий в их валовой региональный продукт (SMR). Показательно, что для двух вышеуказанных периодов наблюдений характер этого влияния качественно меняется. В частности, капитал доверия в 2015 г. становится более значимым и начинает негативно сказываться на показателе SMR. Капитал социальных сетей сохраняет свое положительное влияние на зависимую переменную, однако его значимость в модели несколько снижается.Научная новизна: в рамках исследования доказано умеренное влияние одного из элементов социального капитала - капитала социальных сетей - на валовой региональный продукт регионов России: эластичность его по данному показателю оценена на уровне 0,10. Подтверждено также положительное влияние капитала норм и ценностей на уровень благосостояния в регионах России. Сделан вывод о положительном влиянии открытого социального капитала на предпринимательскую активность, выраженную в количестве малых предприятий на 10 000 человек населения в регионе РФ. Показано также, что капитал ценностей и норм влияет на динамику предпринимательской активности в период 2010-2015 гг.: он положительно сказывается на приросте за этот период среднесписочной численности работников малых предприятий и выручки от реализации товаров (работ, услуг) малых предприятий регионов РФ. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности органов власти при формировании региональной политики развития предпринимательства в России.
Авторы
Описание недоступно
Автор еще не стал участником