Научная публикация

00:00
Голос Науки
Голос Науки
...
Статья в журнале
Мар, 2019

Государственный контроль, базы данных и наблюдение

Слобогин К.

PDF
DOI: 10.21202/1993-047X.13.2019.1.1092-1109

Аннотация

Цель: разработка правовых рекомендаций по доступу правоохранительных органов к базам данным.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой и др. Результаты: базы данных содержат большие объемы персональной информации, которая может быть полезной в работе правоохранительных органов. Доступ государственных организаций к таким базам данных может осуществляться по пяти основаниям: «по подозреваемому», «по профилю», «по событию», «по программе» и «по инициативе». Согласно рекомендации автора работы, в дополнение к ограничениям в силу Четвертой поправки (которые в настоящее время минимальны), каждый вид доступа должен иметь собственный режим регулирования. Так, доступ«по подозреваемому» должен иметь обоснование, пропорциональное степени глубины доступа. При доступе «по профилю» также должен соблюдаться принцип пропорциональности в отношении степени прозрачности, контроля и общих ограничений. Доступ «по событию» должен ограничиваться временем и местом события. Доступ «по программе» должен регулироваться соответствующими актами, не противоречащими действующему законодательству. Информация, собираемая по инициативе различных организаций, не должна быть доступна, если только она не является необходимой для предотвращения серьезного правонарушения.Научная новизна: в работе предложены следующие рекомендации по доступу правоохранительных органов к базам данных: а) если отделение полиции ищет непубличную информацию о конкретном человеке, оно должно предъявить подозрения в совершении им преступного деяния, пропорциональные глубине вторжения в личные данные; б) если правоохранительные органы получают доступ к информации с целью создания профиля для поиска подозреваемых, они должны убедиться, что профиль имеет необходимый коэффициент попадания на основе принципа пропорциональности, что он не содержит противоправной дискриминации и использует понятный алгоритм; в) если отделение полиции отталкивается в своем расследовании не от подозреваемого или профиля, а от самого преступления, то такое преступление должно относиться к категории тяжких преступлений, а круг лиц, по которым запрашивается информация, должен быть минимальным и соответствовать времени и месту преступления; г) сбор данных, необходимых для целей правоохранительной деятельности, должен осуществляться негосударственными организациями в пределах, соответствующих основным целям сбора информации; независимо от места сбора и хранения информации, эти процессы должны регулироваться особым законодательством и административными нормами, выработанными открыто и демократическим путем. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с теоретическими и прикладными проблемами, связанными с выявлением, пресечением и предупреждением правонарушений.

Полный текст: https://www.rusjel.ru/jour/article/view/15
ИнфоАвторыИнтервью автораОбсуждения

Рекомендуем изучить

Логотип "Голос Науки"
Спонсор
* не является рекламой
Регистрация
Russian Journal of Economics and Law
Научный журнал
Для цитирования:

Слобогин К. Государственный контроль, базы данных и наблюдение // Russian Journal of Economics and Law. – 2019. – Т. 13. – № 1. – С. 1092-1109. https://doi.org/10.21202/1993-047X.13.2019.1.1092-1109

скопировано