Уменьшение норматива длины учетного маршрута с помощью двойного расслоения выборки
Аннотация
На двух территориях, отличающихся по площади угодий и уровню линейной плотности популяции лося, произведен учет численности диких животных по следам на маршрутах. Данные учета регистрировали и обрабатывали двумя методами: традиционным - зимний маршрутный учет (ЗМУ), с группировкой выборки по категориям угодий (лес, поле, болото), и новым - с группировкой отрезков маршрута по уровню линейной плотности (наследов/1 км маршрута) отдельно по каждой страте. Стратификация и расслоение выборки в страте на отрезки маршрута с различной линейной плотностью выполняют функцию двукратного расслоения выборки маршрутного учета по следам. Обработка данных по новой методике выполнена на специальной ПЭВМ, вычисляющей, кроме прочего, оценку численности по слоям, стратам, территории в целом и величину стандартной ошибки (SE) оценки численности N. На территории №1 линейная плотность населения лося была 0,774 наследа/1 км маршрута, исходный норматив длины маршрута - 1,82 км/тыс. га, SE (ЗМУ) - 17,2%; SE (нового метода) - 6,0%, кратность снижения SE = 2,87 раза. При сокращении норматива в страте минимальной плотности на 75% общий норматив -1,22 км, SE = 8,4%. При сокращении во всех стратах на 50% (общий норматив 0,92 км)результат оказался отрицательным (SE = 11,3%). Оптимальный общий норматив 1,0 км/тыс. га, при нормативе в страте минимальной плотности 0,6 км /тыс. га Ожидаемое значение SE = 8,5-9,9%. На территории №2 линейная плотность населения лося составила 2,03 наследа/1 км маршрута, исходный норматив длины маршрута 1,09 км/тыс. га, SE (ЗМУ) = 11,2%; SE (нового метода) = 4,4%, кратность снижения SE = 2,55 раза. При сокращении норматива в страте минимальной плотности на 75% - сниженный норматив 0,94 км, SE = 7,0%. При сокращении во всех стратах на 50% общий норматив был 0,56 км, SE = 9,5%. Оптимальный плановый норматив по выборке 0,6 км/тыс. га территории, при нормативе в страте с минимальной плотностью 0,3 км/тыс. га Ожидаемое значение SE ≤ 9,5% значения оценки численности N. Доля снижения норматива длины маршрута на обеих территориях одинакова и равна 45%.
Обсуждений пока нет
Будьте первым, кто задаст вопрос или предложит тему для обсуждения этой научной работы.