Теоретические основы концепции технического сервиса машин по фактическому состоянию на основе оценки их параметрической надежности
Аннотация
В статье рассмотрены основные подходы по моделированию процесса технического сервиса по фактическому состоянию машин с целью оптимизации ремонтных воздействий и снижения издержек. Разработаны способы оценки эффективности функционирования машин, которые позволяют определить количественные характеристики параметров их работы в процессе эксплуатации, прогнозировать параметрическую надежность. Одним из перспективных направлений повышения эффективности работы сервисных служб является применение современных средств диагностики машин, а именно средств непрерывной диагностики. На основании предложенного способа оценки эффективности функционирования машин производили оценку не только по внутренним свойствам самой сложной системы, а с учетом качества ее функционирования, качества выполнения задач. Так, техническое состояние машин может быть характеризовано указанием дефектов, нарушающих их исправное и работоспособное состояния, а также качество функционирования, и относиться к деталям, узлам или к машине в целом. Выбор оптимальной стратегии технического сервиса позволяет добиваться наилучших результатов за счет реорганизации правил эксплуатации без привлечения дополнительных сил и средств. Для решения задачи рациональной периодичности обслуживания использовали математическую модель, описывающую эволюцию технического состояния машины во времени, с учетом флуктуации параметров и случайных процессов. В задачах технического сервиса рассмотрели показатели качества функционирования машин при длительной эксплуатации. Для отыскания оптимальной стратегии в подобных задачах предложили использовать метод минимакса. Обосновали, что непрерывный контроль параметрической надежности автотранспортных средств позволит оптимизировать периодичность обслуживания, а также применить методы прогнозирования технического состояния. Таким образом, при исследовании методов повышения надежности техники особое значение приобретают задачи, связанные с оценкой ее параметрической надежности.