Взаимосвязь между морфометрическими характеристиками венозных дренажей артериовенозных мальформаций головного мозга и типами клинического течения
Abstract
Актуальность. Артериовенозные мальформации головного мозга являются редкой сосудистой патологией. Растет число исследований, посвященных особенностям венозного дренирования артериовенозных мальформаций. Многие авторы приходят к выводу о том, что ангиоархитектурные и гемодинамические особенности венозного компонента артериовенозных мальформаций могут влиять на клиническое течение заболевания и тактику лечения таких больных.
Цель. Оценить взаимосвязь особенностей венозного дренирования артериовенозных мальформаций головного мозга с типами клинического течения.
Материалы и методы. Проанализированы результаты обследования 61 взрослого пациента с артериовенозными мальформациями головного мозга супратенториальной локализации, проходившего лечение в нейрохирургическом отделении № 3 РНХИ им. проф. А. Л. Поленова в период с 2014 по 2021 годы. Оценивались демографические и морфометрические характеристики, а также особенности венозного дренирования артериовенозных мальформаций. Пациенты были разделены на 3 группы по типу течения заболевания.
Результаты. Выявлена взаимосвязь геморрагического типа течения с типом дренирования исключительно в систему глубоких вен (р = 0,034), а также наличием сочетания макрофистулы с венозными лакунами (OR = 4,9; 95 % CI 1,4–17,5, p < 0,05). Эпилептический тип течения был более характерен для пациентов с поверхностной локализацией артериовенозной мальформации (OR = 6,7; 95 % CI 1,4–32,9, p = 0,01). Торпидный тип течения не имел достоверных отличительных особенностей.
Заключение. Дренирование исключительно в систему глубоких вен и сочетание макрофистулы и венозных лакун является характерным для геморрагического типа течения. Для эпилептического типа течения была характерна поверхностная локализация мальформации. Другие особенности венозных дренажей в равной мере характерны для всех типов течения АВМ.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.