Scientific publication

00:00
Андрей Викторович Келлер
Андрей Викторович Келлер
...
Journal Article
Feb, 2024

Контекст времени, вызовы эпохи: место «художеств» в Петербургской академии наук

Андрей Andrei KellerВ. Келлер

PDF
Петербургский исторический журнал
Full text: https://www.academia.edu/116365582/The_сontext_of_the_time_and_the_challenges_of_the_era_The_place_of_Arts_in_the_St_Petersburg_Academy_of_Sciences
InfoAuthorsAuthor's interviewDiscussions

Abstract

Развитие фундаментальной науки с помощью ремесел, т. е. новых технологий, и ремесел с помощью наук нашло свое воплощение в создании Академии художеств и наук, основанной именным указом из Сената 28 января (8 февраля) 1724 г. в Санкт-Петербурге. Такое сочетание в названии является декларацией о намерениях и видением развития науки, технологий и промышленности в их комплексной взаимосвязи. Практичному и прагматичному Петру Алексеевичу импонировали предложения Г. В. Лейбница, инкорпорировать «искусства и художества» в Академии наук. Почему же выделяется роль именно Лейбница, ставшая уже общим местом в историческом нарративе Академии наук XIX в.? Во множестве своих записок Петру Лейбниц на протяжении почти 20 лет (с 1697 по 1716) доказывал необходимость основания центрального учреждения (коллегии) для «художеств и наук», в ведении которого должны были также находиться «художники и ремесленники с их произведениями», что означало связь теории и практики в новой академии: «…ничто не может быть так важно <…>, как наука и художества», писал Лейбниц в своей первой записке царю в 1697 г., возможно, не дошедшей до него, но несшей в себе все основные идеи, изложенные Лейбницем впоследствии. Следовательно, данное сочетание не являлось «причудой» Петра, но служило цели производства с помощью прикладных наук практических научных знаний, которые можно было поставить на службу петровских преобразований, в том числе для развития производящей промышленности — главного источника богатства, согласно теории камерализма. Залогом успеха реформ визионера Петра и его академического проекта послужила смена картины мира нового поколения, мировоззренческий переворот, совершенный в умах российских элит, без которого идея академии не была бы ими принята или не смогла бы реализоваться так быстро.

Quoting

To quote:

А.В. Келлер. Контекст времени, вызовы эпохи: место «художеств» в Петербургской академии наук // Петербургский исторический журнал. 2024. № 1. С. 10–19

copied
Golos Nauki Logo
Support Project
Podcasts
Sponsor
* is not an advertisement
Sign Up
Scientific Journal
Петербургский исторический журнал

This journal has not yet been added to the platform