Особенности показателей сердечно-сосудистой системы и психофизиологических параметров у студентов медицинских специальностей во время периода экзаменационной сессии и семинарских занятий
Abstract
Актуальность. Сердечно-сосудистая система — одна из ключевых систем организма, которая определяет границы физической и умственной работоспособности человека и обеспечивает адаптацию организма обучающихся к образовательному процессу. При этом различные факторы способны вызывать у студентов напряжение адаптационных механизмов, одним из которых может являться период экзаменационной сессии.
Цель исследования: выявить различия показателей работы сердечно-сосудистой системы и психофизиологических параметров во время экзаменационной сессии и во время семинарских занятий у студентов-медиков второго года обучения.
Объект и методы. Исследование проведено на 22 студентах второго курса обоего пола. У испытуемых изучали частоту сердечных сокращений и артериальное давление и высчитывали значения индекса функциональных изменений, адаптационного потенциала и индекса Робинсона. Психоэмоциональный компонент оценивали по результатам теста Спилбергера - Ханина, теста Гилфорда и эффективности работы, которую вычисляли по времени работы с таблицами Шульте.
Результаты. Показатели работы сердечно-сосудистой системы демонстрировали рост напряжения адаптационных процессов во время семинарских занятий, по сравнению с периодом экзаменационной сессии, например значения индекса функциональных изменений достоверно менялось с 2,12 ± 0,09 до 2,25 ± 0,07 (р < 0,05). В то же время отмечалась тенденция увеличения ситуативной тревожности и достоверное увеличение времени работы с таблицами Шульте от 34,05 ± 2,73 до 44,01 ± 3,18 (p < 0,05).
Выводы. Полученные данные позволяют сделать предположение о напряжении адаптационных механизмов студентов-медиков второго курса, возникающие вне зависимости от экзаменационной сессии, что говорит о необходимости продолжения исследования с целью выявления стрессовых факторов.