Видовое разнообразие возбудителей иксодовых клещевых боррелиозов в клещах Ixodes persulcatus на территории Хабаровского края
Abstract
Цель работы – определить видовое разнообразие возбудителей иксодовых клещевых боррелиозов в клещах Ixodes persulcatus на территории Хабаровского края.
Материалы и методы. В течение эпидемического сезона (апрель – октябрь) 2017–2023 гг. исследовано 4751 удаленная после присасывания к человеку и 418 собранных с растительности на территории Хабаровского края особей I. persulcatus Schulze, 1930. Сбор иксодовых клещей проводили в бесснежный сезон 2021–2023 гг. в зеленых массивах г. Хабаровска, а также на территории Хабаровского района на флаг. В клещах методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени выявляли ДНК боррелий комплекса Borrelia burgdorferi sensu lato (s.l.) и B. miyamotoi. Дифференцировку видов боррелий в образцах, содержащих генетический материал B. burgdorferi s.l., осуществляли в два этапа. На первом этапе определяли наличие в пробе ДНК боррелий группы B. garinii s.l. (B. garinii + B. bavariensis) и ДНК B. afzelii. На втором этапе позитивные образцы B. garinii s.l. были дифференцированы на B. garinii sensu stricto (s.s.) и B. bavariensis.
Результаты и обсуждение. В напитавшихся клещах генетический материал B. burgdorferi s.l. выявлен в 45,7 % случаев, ДНК B. miyamotoi обнаружена в 7,2 % проб. В клещах, собранных с растительности, ДНК B. burgdorferi s.l. выявлена в 38,0 % случаев. При дальнейшем изучении генетический материал B. afzelii и боррелий группы B. garinii s.l. определен в 47,2 % случаях для обоих возбудителей. Внутри группы B. garinii s.l. ДНК B. bavariensis выявлена в 18,6 %, B. garinii s.s. – в 8 % проб, при этом микст-инфицирование отмечено в 53,3 % случаев. Показатель инфицированности B. afzelii клещей I. persulcatus оказался существенно выше такового для B. garinii s.s. и B. bavariensis, при этом статистически значимых различий показателей инфицированности клещей B. garinii s.s. и B. bavariensis не обнаружено.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.