Оценка сортообразцов малины по компонентам продуктивности
Abstract
Проведена работа по оценке сортообразцов малины по продуктивности, ее стабильности по годам исследований и выявлению компонентов, вносящих наибольший вклад в повышение урожайности в условиях Брянской области. Изучение проводили в 2022–2024 гг. Объекты исследований – 21 сортообразец малины 2020 года посадки. Учеты биологической продуктивности сортообразцов и ее компонентов, статистическую обработку данных проводили общепринятыми методами. Результаты дисперсионного анализа за период исследований по компонентам продуктивности сортов и отборных форм указывают на наличие достоверных различий по влиянию сорта, года, а также их взаимодействия. Не выделено сортообразцов-источников комплекса элементов продуктивности высокого уровня, который стабильно проявляется по годам исследований. Наибольшее количество плодоносящих стеблей на куст (5,6 шт.) формировала отборная форма № 8-6-3 (Россия) с генотипическим контролем показателя (70,0 %). Длинные латералы (более 20 см) отмечены у сортов Бальзам, Скромница и отбора 6-125-4 (Россия) с высокой долей контроля признака генотипом (41,9–56,7 %). Источниками повышенного числа латералов на стебле (21,6–27,0 шт.) являются сорта Лавина, Гусар, Бальзам и отбор 8-6-3 (Россия) с влиянием генотипа на проявление показателя от 52,6 до 85,5 %. Наибольшее количество ягод на латерал (14,4 шт.) с наименьшей вариабельностью по годам (25,0 %) формирует отборная форма 2-90-3 (Россия). Крупноплодностью (3,6–4,3 г) и стабильным проявлением признака по годам исследования (6,3–31,0 %) отличились интродуцированные сорта Glen Magna, Glen Ample (Великобритания), Sokolica (Польша), а также генотипы российской селекции Лавина и 6-125-3 с генетическим контролем показателя на уровне 65,3–93,8 %. Корреляционный анализ позволил установить, что вклад компонентов продуктивности в общий урожай различается и варьирует в зависимости от условий внешней среды, поэтому отбор высокопродуктивных растений в потомстве малины необходимо проводить по всем компонентам и вести селекционный процесс на повышение уровня каждого из них.