Правовые механизмы распределения ответственности за вред, причиненный системами искусственного интеллекта
Abstract
Цель: формулировка предложений по формированию системы субсидиарной ответственности субъектов за вред, ставший результатом использования систем искусственного интеллекта.
Методы: исследование базируется на комплексной методологической основе, включающей применение абстрактно-логического метода для теоретического осмысления правовой природы искусственного интеллекта как объекта правового регулирования, метода сравнения для анализа подходов российского и европейского законодательства к регулированию деликтной ответственности, методов обобщения для систематизации существующих концепций распределения ответственности между субъектами права, а также корреляционного анализа для выявления взаимосвязей между типологией систем искусственного интеллекта и механизмами правовой ответственности за их функционирование.
Результаты: в ходе исследования обобщены и систематизированы современные теоретико-правовые представления и нормативные акты Европейского союза и Российской Федерации о вариантах распределения субсидиарной ответственности за неблагоприятные последствия работы искусственного интеллекта. Определены потенциальные субъекты ответственности и выявлены ключевые факторы, влияющие на распределение ответственности между ними. Разработана многомерная матрица распределения ответственности между субъектами, учитывающая влияние каждого из них на работу конкретной системы искусственного интеллекта и типологизацию самих систем с точки зрения рискориентированного подхода.
Научная новизна: в работе впервые предложена авторская концепция, сочетающая дифференциацию ролей субъектов с точки зрения их реального влияния на результаты работы искусственного интеллекта, дифференциацию самих систем искусственного интеллекта согласно рискориентированному подходу и соответствующую двум указанным классификациям систему правовых презумпций распределения ответственности. Новизна заключается в создании многомерной матрицы субсидиарной ответственности, которая позволяет учитывать множество факторов при определении субъекта ответственности в каждом конкретном случае причинения вреда системами искусственного интеллекта, что существенно отличается от существующих односторонних подходов к данной проблематике.
Практическая значимость: выводы и предложения исследования могут быть использованы для развития доктрины субсидиарной ответственности в области использования искусственного интеллекта, разработки и модификации норм права, посвященных регулированию искусственного интеллекта. Предложенная многомерная матрица распределения ответственности может служить теоретическим основанием для совершенствования судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного системами искусственного интеллекта, а также для создания эффективного баланса между стимулированием развития ИИ-технологий и обеспечением защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

