К вопросу оценки эффективности научной и инновационной деятельности вузов в России
Abstract
Цель: разработка и апробация методики оценки эффективности научной и инновационной деятельности вузов России на основе эконометрического моделирования для выявления ключевых факторов, влияющих на доходы от НИОКР.
Методы: регрессионный анализ для выборки 99 ведущих российских университетов за 2023 и 2024 гг. из топ-100 в рейтинге RAEX.
Результаты: в работе рассматривается актуальная проблема оценки эффективности научной и инновационной деятельности российских вузов. Проведенный анализ существующих подходов к оценке, включая государственный мониторинг и наукометрические показатели, выявил их ограниченность и недостаточную объективность. Эконометрический анализ выявил статистически значимое положительное влияние на совокупные доходы от НИОКР следующих факторов: численности штатных научных работников, количества принятых в вуз победителей и призеров олимпиад, а также числа статей, подготовленных в соавторстве с зарубежными организациями. Производительность труда (доходы от НИОКР на одного НПР) положительно связана с долей молодых сотрудников (до 40 лет), долей опытных сотрудников (старше 65 лет) и удельным весом магистрантов в общем контингенте студентов.
Научная новизна: заключается в разработке и эмпирической верификации комплексной эконометрической методики, которая выявляет новые, ранее не учитывавшиеся в подобных моделях факторы эффективности (например, роль олимпиадников и возрастной структуры кадров). Полученные результаты количественно подтверждают гипотезу о значимости человеческого и социального капитала, а также международной кооперации для финансовых результатов научной деятельности вузов.
Практическая значимость: предложенные в работе модели обладают высокой объясняющей способностью и могут быть использованы в качестве инструмента для бенчмаркинга и построения рейтинга эффективности вузов в сфере генерации доходов, в том числе от НИОКР, что открывает новые перспективы для более объективной и комплексной оценки деятельности университетов.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.

