Нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам информационной безопасности
Abstract
Цель: получение нового знания об ответственности за нарушение правил управления техническими средствами противодействия угрозам информационной безопасности, разработка теоретических рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства и правоприменения.
Методы: методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, в том числе абстрактно-логический, догматический, сравнения и др.
Результаты: на основе изучения документов, изданий сделаны следующие выводы: 1) предпринятые на национальном уровне меры по регулированию отношений, связанных с внедрением технических средств противодействия угрозам, в целом соответствуют положениям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации; 2) одним из основных направлений развития зарубежного законодательства о телекоммуникациях является построение системы государственно-частного взаимодействия, при котором операторы связи стали бы воспринимать проблему информационной безопасности не как их внутреннюю задачу, а как элемент общей безопасности государства. В этом отношении предельно четко прослеживается констатация необходимости эффективного контроля за деятельностью операторов связи, прежде всего в сфере вводимых технических стандартов обеспечения киберустойчивости; 3) регулирование отношений в сфере управления техническими средствами противодействия угрозам в России характеризуется многочисленностью, многоуровневостью и, соответственно, вполне предсказуемой сложностью; 4) реализованная в ст. 274.2 Уголовного кодекса Российской Федерации модель ответственности представителей операторов связи за нарушения в области эксплуатации технических средств противодействия угрозам не представляется оптимальной. Довольно уязвимым является подход к описанию административно преюдициальных признаков состава. Несмотря на значимость отношений, возможность уголовно-правовой реакции на конкретный инцидент возникает не в связи с наступлением тех или иных общественно опасных последствий и даже не при традиционной повторности, а лишь при третьем задокументированном нарушении. Более предпочтительной представляется модель криминализации нарушения управления техническими средствами противодействия угрозам в зависимости от причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.
Научная новизна: во многом определяется фактической неразработанностью вопросов, связанных с законодательным определением и реализацией уголовной ответственности за нарушение правил централизованного управления техническими средствами противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сети связи общего пользования.
Практическая значимость: основные положения и выводы исследования могут быть использованы для совершенствования механизма уголовно-правовой охраны информационной безопасности, дальнейшего развития отечественной доктрины уголовного права об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.