Теоретико-методологические основы построения цифровой инфраструктуры управления объектами капитального строительства на базе BIM
Abstract
Цель: систематизация методологических основ и построение концептуальной модели технологии информационного моделирования как базы для ее полноценного внедрения для повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности.
Методы: обзор источников информации о стратегии цифровой трансформации строительной отрасли, изучение системы нормативного регулирования и ретроспективный анализ эволюции технологии информационного моделирования, систематизация информации об уровнях ее зрелости, сравнительный анализ аналитических обзоров и отчетов ведущих консалтинговых компаний.
Результаты: исследована сущность различных смысловых аспектов технологии на этапах ее эволюционного развития, идентифицировано актуальное представление технологии информационного моделирования, разработана концептуальная модель, и выделены особенности технологии с точки зрения процессного, технологического и результативного подходов. Определены структурные элементы информационной модели, описаны динамические процессы формирования и поступательного преобразования ее компонентов. Проведена оценка текущего уровня зрелости технологии в российской стройиндустрии на основе модели Бью – Ричардса, обоснована важность ее полноценной интеграции в систему управления жизненным циклом объекта капитального строительства для повышения эффективности каждого из этапов реализации инвестиционно-строительного проекта.
Научная новизна: представлена современная интерпретация технологии информационного моделирования, на основе комплексного подхода разработана концептуальная модель и идентифицированы ее ключевые элементы.
Практическая значимость: основные положения статьи и разработанная концептуальная модель могут быть использованы субъектами архитектурно-строительной индустрии при разработке стратегии цифровой трансформации на основе технологии информационного моделирования, в научных исследованиях теоретических и практических аспектов применения технологии, а также в учебном процессе при подготовке специалистов строительной отрасли.