ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА
Abstract
Статья репрезентует обзор работ учёных, посвящённых исследованию взаимоотношений между братьями и сестрами. В статье рассмотрены различные этапы развития человека на протяжении его жизни, отражены данные о связи взаимоотношений сиблингов на данных этапах онтогенеза.
Актуальность. Актуальность темы обусловлена фактором того, что более восьмидесяти процентов населения родились в семье с братом или сестрой, а связь между сиблингами является самой продолжительной родственной связью в жизни человека.
Проблема, цель, задачи. Проблемой данной статьи выступает идея о том, что в современном обществе культ семьи заметно ослабевает, поддержание тесной связи с близкими, в том числе и с сиблингами, перестает быть необходимостью. Эти процессы неизбежно ведут к разобщению братьев и сестер, что является значимой проблемой для изучения. Целью данного исследования является исследование взаимоотношений сиблингов в процессе онтогенеза и установление их роли в жизни человека.
Результаты и их обсуждение. Полученные результаты дают нам возможность говорить о психологической ценности связи сиблингов. В младенчестве старший сиблинг способен удовлетворять такие потребности ребенка, как потребность в безопасности, утешении, в любви и привязанности. Если говорить о потребностях ребенка в раннем возрасте, то старший брат или сестра могут оказывать поддержку и внимание младшему, вдохновлять его. В дошкольном возрасте старший сиблинг способен удовлетворять такую потребность младшего, как потребность в одобрении. В подростковый период сиблинг способен удовлетворять такие потребности другого, как уважение и принятие. Во взрослом и преклонном возрастах сиблинги восполняют друг другу потребность в близости, оказывают друг другу поддержку и сочувствие, сходное с материнской заботой.
Заключение. В ходе исследования была выявлена недостаточная изученность многообразия взаимоотношений сиблингов и условий, которые определяют характер данных взаимоотношений. Помимо этого, была установлена недостаточная изученность механизмов в основе поведения сиблингов во взрослом возрасте, что открывает для нас новые горизонты исследований данных аспектов взаимоотношений сиблингов на разных этапах онтогенеза, начиная с младенчества, заканчивая пожилым возрастом.