Колумбайн как разновидность молодежного деструктивизма
Abstract
Цель: анализ причин интереса школьников старших классов к деструктивным социальным группам, посвященным челленджам, криминальной культуре, оружию, эротике и сексу, опасному досугу, смерти и самоубийствам, массовым убийствам и насилию, а также наркотикам, описание иерархии интересов и жизненных ценностей подростков по результатам проведенных исследований (анкетного опроса школьников и многомерного контент-анализа содержания страниц социальной сети «ВК»).
Методы: общенаучные (анализ, системно-структурный подход к анализу объекта исследования, сравнительно-правовой) и частнонаучные методы (анкетный опрос школьников, N = 589, проведенный в апреле 2021 г., и многомерный контент-анализ содержания страниц социальной сети «ВК», 314 708 фрагментов).
Результаты: проанализированы интересы школьников к различным группам в социальных сетях. Детерминантами вступления в группы выступают такие факторы, как степень доверия в отношениях с родителями, планы на будущее, количество времени, ежедневно проводимого в сети Интернет, склонность к гедонизму в повседневной жизни. Выявлены приемы вовлечения подростков в деструктивную идеологию движения «Колумбайн».
Научная новизна: выделены две группы посетителей сайтов, пропагандирующих деструктивную идеологию «Колумбайна»: ядро (характеризуется насыщенностью негативных настроений, входящие в него пользователи социальных сетей потенциально способны на совершение террористических актов) и периферия (характеризуется повышенным общим интересом к экстремальным видам досуга). Описывается иерархия интересов и жизненных ценностей представителей ядра и периферии, делаются предположения о способах и причинах перетекания пользователей из ядра в периферию и обратно. Исследование показало, что питательной средой для «Колумбайна» и других деструктивных молодежных сетевых движений выступают подростки, не имеющие доверительных отношений с родителями, настроенные на получение удовольствия от жизни здесь и сейчас, не имеющие четких планов на будущее, предпочитающие виртуальное общение реальному.
Практическая значимость: материалы статьи могут быть полезны федеральным и региональным властям при реализации различных аспектов молодежной политики, профилактике социопатического поведения молодежи, обеспечении безопасности учебных заведений, а также ученым, исследующим деструктивные молодежные сетевые движения.