Управление северным завозом: правовой аспект
Abstract
Цель: оценка нормативных правовых механизмов управления северного завоза в районы Крайнего Севера и формирование предложений по их совершенствованию.
Методы: пространственный подход, позволивший рассматривать управление северным завозом через концептуализацию пространственного измерения процессов снабжения удаленных районов – предзаданность определенной географической системы координат, в которую помещен исследуемый объект, и наличие регионализации, обусловленной пространственно-временной структурацией территории нашей страны; интервьюирование и фокусгруппы с органами исполнительной власти, представителями научно-исследовательских институтов, экспертного и предпринимательского сообщества с целью формирования массива исходных данных по правовым аспектам северного завоза.
Результаты: в статье определено, что региональные нормативные правовые акты преимущественно носят несистемный характер (за исключением Республики Саха (Якутия)), регулируя отдельные направления государственной поддержки, в частности, порядок предоставления финансовой поддержки. Низкая востребованность иных видов поддержки обусловлена необходимостью формирования стимулов для участия хозяйствующих субъектов в северном завозе в условиях низкой маржинальности бизнеса. Сложность заключается в необходимости интеграции централизованной и децентрализованной систем снабжения при отсутствии соответствующего правового поля.
Научная новизна: впервые проведена оценка эффективности мер государственной поддержки северного завоза для определения направлений совершенствования его правовых механизмов. Предложено определение северного завоза, категорирование этих районов по периодам транспортного сообщения; совершенствование правового регулирования на основе разработки единого закона с определением правил игры для стейкхолдеров.
Практическая значимость: представленная оценка правовых механизмов управления северного завоза и формирование предложений по их совершенствованию могут быть полезны для корректировки существующего и выработки нового подхода к разработке специализированной нормативной правовой базы как на федеральном, так и региональном уровнях. Рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти при выработке государственной политики и нормативно-правовом регулировании вопросов жизнеобеспечения северных территорий.