Изменение парадигмы экономической науки в условиях инновационного развития
Abstract
Цель: анализ эволюции парадигмы экономической науки на пути формирования системной парадигмы, позволяющей изменить стиль научного мышления, генерировать системные решения, в частности, в области трансформации трудового потенциала относительно запросов цифровой экономики.
Методы: основным методом исследования является метод единства исторического и логического в отношении эволюции экономической системы, научных взглядов и принципов, ее характеризующих, а также принцип методологической систематики, позволяющий сформировать представление о современной экономической системе как многомерном объекте.
Результаты: в статье кратко рассмотрены эволюционные этапы парадигмы экономической науки, выявлено, что инновационное развитие, как объективный процесс изменения среды, вызывает модернизацию ключевых подсистем, актуализируя применение системной парадигмы, которая позволяет связать и представить адекватную трактовку возникающим фактам, событиям, явлениям, свойственным современным реалиям цифровой экономики. Потребность в расширении инновационного потенциала трудовых ресурсов, наблюдаемая на всех стадиях воспроизводственного процесса, переосмысление роли труда и его основных компонент выдвигает требования по его качественной модернизации. Симбиоз трудовых отношений с культурными, ментальными и другими подобными подсистемами, формирующими основы трудового сознания и построения трудового поведения, представляется существенным аргументом расширения исследований на основе системного подхода. В этой связи научные и прикладные разработки, направленные на формирование мобильных институциональных механизмов и конструкций, к примеру, институциональных центров взаимодействия, сориентированных на развитие трудового потенциала и его гармоничное совершенствование, позволяют расширить диапазон используемых механизмов, задавая им вектор, отвечающий запросам общества.
Научная новизна: на основе системного подхода предложена характеристика новых институциональных конструкций, связанных с социальным партнерством и позволяющих решить проблему адаптации трудового потенциала к запросам цифровой экономики.
Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть применены в научной и педагогической деятельности для формирования институциональных центров взаимодействия.