Методология конструктивизма в конституционном обустройстве государства и общества
Abstract
Цель: изучение методологии конструктивизма в конституционном обустройстве государства и общества.
Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой, социологический.
Результаты: конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей чего-либо. Право – системный продукт, и поэтому конструктивизм изначально и органично присущ праву в любой из известных его форм. Особенно ярко возможности конструктивизма проявляются в законодательстве и дают о себе знать тем больше, чем более абстрактно, более общим образом излагается государственная воля. Конституционные тексты отличаются именно этим обстоятельством. Конституция, как письменный документ, отвечает всем признакам и свойствам социальной конструкции. Во-первых, она является продуктом рациональной деятельности людей, преследующих вполне определенные цели. Во-вторых, она имеет определенную структуру, строение, характеризующиеся признаком «конструкционности». В-третьих, она, будучи отражением и закреплением достигнутого материального, культурного и собственно правового уровня, позволяет видеть не только возможности познания и толкования закрепленной в ней властной воли, но и перспективы эффективного использования соответствующих норм и институтов. В-четвертых, технически выстраивая нормативный материал и систему взаимных связей субъектов конституционно-правового общения, конституция являет собой оптимальную на момент создания конструкцию соотношения их прав, обязанностей, ответственности. Причем если в период рождения конституций считалось первостепенной задачей ограничить государственную власть, то современные реалии указывают на необходимость таких ограничений и по отношению к гражданам и гражданским объединениям.
Научная новизна: в работе обосновывается вывод о том, что конструктивный подход организует познание проводимых конституционных реформ в направлении выявления функциональных возможностей, заложенных в Конституции Российской Федерации, а в практическом отношении позволяет наиболее оптимально – четко, экономно, системно – проводить государственную (суверенную народную) волю по всем направлениям общественного развития.
Практическая значимость: выводы и положения статьи могут быть использованы в научной, законотворческой и правоприменительной деятельности, учебном процессе образовательных организаций высшего образования.