Роль кинематографа в проведении антикоррупционного просвещения: мировой опыт
Abstract
Цель: проведение комплексного междисциплинарного правового исследования роли кинематографа в антикоррупционном просвещении граждан.
Методы: структурно-функциональный подход к трактовке общества как связи подсистем, в рамках которого кинематограф выступает частью культурной подсистемы, а антикоррупционная политика относится одновременно к общественной подсистеме (просвещение) и государственной подсистеме (политика). Выбранный подход обуславливает набор конкретных методов исследования, таких как критический анализ теоретической литературы по вопросам коррупционного поведения и по взаимоотношению зрителя и продукта кинематографа в совокупности с эмпирическим исследованием различных кейсов в виде киноработ и кинопроектов, посвященных антикоррупционной тематике.
Результаты: в ходе анализа механизмов выстраивания взаимоотношений зрителя и кино были определены возможности кино оказывать долгосрочное влияние на зрителя, обусловленное не только техническими возможностями кинематографа, но и благодаря психобиологическим механизмам человека. На примере конкретных проектов была доказана и обоснована целесообразность использования кинематографа в качестве инструмента антикоррупционного просвещения. В частности, если в сюжет художественного фильма заложить нужные посылы, то благодаря зеркальным нейронам и механизмам додумывания человека они могут служить образовательным целям и демонстрировать последствия коррупционного поведения. Важно не запугивать зрителей ужасами жизни с коррупцией, а показывать положительный выход и позитивные сценарии жизни без нее. Это может привести к повышению гражданской активности, росту интереса к обсуждаемой проблеме, а также к повышению рейтингов доверия к государству.
Научная новизна: в статье доказывается нецелесообразность оценки кинематографа исключительно как формы развлечения, а также впервые разбираются примеры практического применения кинематографа для проведения именно антикоррупционной политики и просвещения в разрезе сравнения подходов в разных странах.
Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и практической деятельности при разработке долгосрочных стратегий и программ антикоррупционного просвещения, а также в рамках кинематографической деятельности для оценки долгосрочных последствий демонстрируемого кинонарратива.
No discussions yet
Be the first to ask a question or suggest a topic for discussion about this research work.