Теоретико-игровой анализ вариантов входа четвертого оператора на телекоммуникационный рынок России
Abstract
Цель: анализ возможных структур распределения трафика мобильной связи и прибыли на российском рынке телекоммуникаций при входе четвертого оператора мобильной связи. Методы: теория игр и экономико-математическое моделирование. Результаты: в статье исследуется олигополистический рынок телекоммуникационных услуг, участники которого в значительной степени подвержены влиянию появления на рынке нового участника. Рассмотрены основные решения олигополистов с применением теории игр и анализа рефлексии. На основе линейной модели игры агентов олигополистического рынка исследованы возможные варианты равновесий в рыночной игре из четырех олигополистов при различных рангах стратегической рефлексии. Проведено моделирование информационных равновесий между агентами на телекоммуникационном рынке России, на базе которого определены возможные стратегии улучшения рыночных позиций операторов мобильной связи. Выведены аналитические формулы расчета предположительных вариаций, равновесных распределений рыночной доли и прибыли для рынка из четырех агентов, что создает дополнительную практическую ценность. Сделаны выводы о том, что решающим преимуществом при входе на рынок являются размеры предельных издержек. Также определено, что преимущество при распределении рынка получают те операторы, которые имеют опережающие представления по сравнению с окружением.Научная новизна: выведены аналитические формулы расчета предположительных вариаций, равновесных распределений рыночных долей и прибыли в игре олигополии для случая четырех агентов, имеющих различные функции издержек.Практическая значимость: рассчитанные информационные равновесия могут использоваться при сопоставлении со структурой рынка телекоммуникаций России для определения типа рефлексивного поведения операторов. Также разработанные модели информационного равновесия и поведения рыночных агентов применимы и на других рынках России.