Согласительные процедуры или медиация: работа с жалобами на действия полиции в австралийском штате Квинсленд
Abstract
Цель: анализ работы с жалобами на действия сотрудников полиции в австралийском штате Квинсленд.Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений, позволяющий проанализировать их в историческом развитии и функционировании в контексте совокупности объективных и субъективных факторов, который определил выбор следующих методов исследования: формально-логический, сравнительно-правовой и социологический. Результаты: начиная с 1990-х гг. в Австралии разрабатываются и внедряются различные программы для работы с жалобами граждан на действия полиции, например, согласительные процедуры. Полиция Квинсленда проявляет большую активность в развитии собственных программ медиации в сотрудничестве с надзорными органами. Однако, несмотря на неоднократные положительные результаты, здесь по-прежнему неохотно используют медиацию, предпочитая неформальное разрешение конфликтов с помощью управленческого подхода (согласительные процедуры). При этом правоохранительные органы проводят расследование внутри своих подразделений, а участие заявителя ограничено, как и возможность очной встречи с сотрудником, на которого подана жалоба. Между тем в научной литературе отмечаются положительные стороны медиации, особенно принципов реституционного правосудия, так как при этом стороны вступают в диалог и могут вынести из него что-то полезное. Такой подход более эффективен и лучше отвечает потребности заявителей в системе работы с жалобами, основанной на принципах вовлеченности и беспристрастности; при этом информация, полученная в результате работ с такими заявлениями, может использоваться с целью совершенствования правоохранительной деятельности. Работа с жалобами в режиме медиации доступна по запросу в полиции Квинсленда, однако она не нашла широкого распространения.Научная новизна: в данной статье представлен исторический обзор применения медиации и согласительных процедур в системе работы с жалобами в полиции Квинсленда. Авторы отвечают на вопрос, почему согласительные процедуры получили распространение, тогда как медиация в основном продолжает оставаться в тени. В работе используется качественный анализ открытой документации и полуструктурированных интервью с основными действующими лицами. Результаты показывают, что пилотный проект 1992 г. по медиации был очень успешным. Однако согласительные процедуры получили приоритет в полиции Квинсленда из-за дешевизны, а также, как было заявлено, лучшей согласованности с мерами по совершенствованию системы управления. Спустя три десятилетия эти преимущества не подтвердились, тогда как медиация, по научным данным, должна являться ключевым компонентом системы работы с жалобами и поддержания дисциплины в полиции.Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной, педагогической и правоприменительной деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с жалобами граждан на действия сотрудников правоохранительных органов .