Системы управления качеством процессов товарно-денежного обмена. Альтернативный подход
Abstract
Цель: демонстрация альтернативных возможностей решения задачи обеспечения качества товаров и услуг, учитывающего интересы всех участников процесса товарно-денежного обмена, наметка основных направлений построения системы управления качеством на основе использования уже имеющихся научных наработок в области экономической теории, теории управления качеством как составного элемента науки экономика.Методы: в основу исследования положен системный подход, а также базовые положения теории новой институциональной экономики (неоинституционализма), расширяющей микроэкономический анализ, вовлекая в него факторы, не учтенные классической микроэкономической теорией, в частности такие, как трансакционные издержки. Результаты: в процессе исследования установлено наличие прямой связи целевой функции основных экономических агентов, взаимодействующих в процессе товарно-денежного обмена, с характеристикой качества предмета обмена, выраженной в форме суммарных издержек (трансформационных и трансакционных); установлена роль одностороннего учета трансформационных издержек в формировании оппортунистического поведения производителя и, как следствие, необходимость обязательного учета транзакционных издержек при формировании аналитической концепции теории управления качеством. Показана возможность применения изоморфной, адекватной модели баланса интересов участников товарно-денежного обмена, базирующейся на теории энергодинамики.Научная новизна: в работе впервые обосновано существование прямой связи целевой функции процесса функционирования основных экономических агентов товарно-денежного обмена с характеристикой качества предмета обмена.Практическая значимость: используя результаты, полученные в процессе исследования, менеджер получает возможность конструировать систему управления качеством, ориентированную на удовлетворение потребностей всех участников товарного обмена.