Результаты исследования базовой модели многофункционального почвообрабатывающего агрегата
Abstract
Анализ орудий для безотвальной и поверхностной обработки почвы выявил отсутствие на рынке сельскохозяйственной техники многофункциональных агрегатов, способных надежно и качественно выполнять оба вида почвообработки посредством одной машины. Предложена конструктивно-технологическая схема и разработана базовая модель агрегата со сменными рабочими органами: плоскорежущими лапами для выполнения основной обработки почвы на 14-25 см с созданием мульчирующего слоя и культиваторными лапами для проведения поверхностной и мелкой обработки почвы на 5-14 см. Для оценки эффективности применения базовой модели агрегата в 2018 году проведены исследования в полевых условиях, в процессе которых определены основные агротехнические показатели качества обработки почвы. Исследования показали, что степень крошения почвы при основной безотвальной обработке дерново-подзолистой среднесуглинистой почвы при скорости более 6,5 км/ч превышает 80%. При мелкой обработке почвы на глубину 12 см в диапазоне рабочих скоростей свыше 7,0 км/ч наличие фракции почвы до 25 мм составляет не менее 70%. Агрегат стабильно выдерживает рабочую ширину захвата и установочную глубину обработки почвы. Вариант агрегата с комплектом рабочих органов для основной безотвальной почвообработки во всем диапазоне рабочих скоростей обеспечивает среднюю глубину обработки 19,5-21,0 см при установочной глубине, равной 20 см, с рабочими органами для мелкой обработки почвы - 11,5-12,0 см при установочной глубине обработки 12 см. Гребнистость поверхности поля после прохода агрегата при основной безотвальной обработке почвы составила 20,7-23,0 мм, при мелкой обработке почвы - 12,5-17,0 мм. Результаты исследования показали, что базовая модель многофункционального агрегата может выполнять основную безотвальную и мелкую обработку почвы с соблюдением основных агротехнических требований без использования сменных адаптеров для дополнительной обработки верхнего слоя почвы. Использование дополнительных рабочих органов позволит формировать на основе базовой модели агрегата более узкоспециализированные варианты машины.