РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Abstract
В современной системе образования повышенное внимание уделяется периоду обучения в начальной школе. Разрабатываются многочисленные программы, призванные создать максимально эффективные условия для всестороннего развития детей. Именно в этот период закладываются базовые навыки учения и самоучения. Если учебная деятельность сформирована правильно, то дети могут развивать свои способности к анализу, уметь видеть существенные признаки предметов или явлений, учиться самоанализу и т.д. Проведение диагностики на всех этапах обучения в начальных классах поможет своевременно оценить, развить и скорректировать в случае необходимости универсальные учебные действия.
Цель исследования заключается в изучении особенностей динамики развития универсальных учебных действий у младших школьников с помощью комплекта «Учимся учиться и действовать» и программы «Школьный старт».
Материалы и Методы исследования. Представлены материалы двух эмпирических исследований, полученных на базе гимназий г. Кургана. В исследовании приняли участие школьники в возрасте от 7 до 9 лет. Диагностика проведена на одной и той же выборке с интервалом в 1 год (в период обучения в 1 классе и во 2 классе).Результаты и их обсуждение. При проведении исследования были использованы комплексы диагностики «Учимся учиться и действовать» и «Школьный старт». Полученные результаты позволяют увидеть, что в младшем школьном возрасте происходит формирование основных компонентов учебной деятельности. Осуществляется усвоение элементарных теоретических знаний в ходе решения различного рода учебных задач, а также активно осваиваются нормы и способы участия в групповых обсуждениях и дискуссиях, формируется инициативность в привлечении к учебному диалогу сверстников и учителя. У детей развиваются стабильные и обобщенные учебно-познавательные мотивы, в результате чего дети в большей степени ориентируются не на конечный результат решения задачи, а на общий способ его получения. Постепенно происходит формирование умения сознательно контролировать свои учебные действия и давать критическую оценку их результатам.
Выводы и заключение. Таким образом, результаты данной работы могут быть использованы: для предоставления рекомендаций педагогам и родителям; при составлении индивидуального образовательного маршрута для учеников, имеющих трудности с успеваемостью; для карт мониторинга достижения личностных и метапредметных результатов и составления характеристик учащихся.
Unfortunately this list is currently empty. Please try to refresh the page or come back later.