альтернативы
Abstract
Начну‑ка опять пить… или нет, еще погожу! – твердил себе Гришка, колеблясь между двумя альтернативами, – ин, лучше в Москву убегу!
М. Е. Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни, 1887
Выражение «бремя выбора» хорошо понятно каждому, кто принимал проектное решение, да и любое другое важное решение. Выбор означает отказ от всех вариантов, от всех альтернатив, кроме одной, – и далеко не всегда есть уверенность, что выбрана единственная, самая лучшая.
Тем не менее альтернативы необходимы, без выбора нет движения и развития. Подводя итоги текущего года, уже можно сказать: он оказался богат на события, движения и альтернативы самого разного рода.
Осенний марафон архитектуры начался еще в августе XI Международным фестивалем «ЭкоБерег» в Волгограде (8), продолжился в начале сентября XXII Межрегиональным архитектурным фестивалем «Зодчество в Сибири – 2022» в Новосибирске (13–38), а затем – Международным смотром-конкурсом дипломных проектов в Казани (162). Чуть позже Рязань подвела итоги открытого конкурса архитектурных проектов школы в своем историческом центре (6), а сразу после этого открылся ХХХ Международный архитектурный фестиваль «Зодчество» – событие национального масштаба, и очередной съезд Союза архитекторов России (12).
Таким образом, у российских архитекторов возникло множество альтернатив для участия. Проблема выбора, впрочем, решалась легко – участвовать во всем.
У слова «альтернатива» изначально два взаимоисключающих значения. В прямом переводе с латыни это «вторая возможность» – отсюда многочисленные альтернативные течения в культуре, в музыке, в политике и т. д. Чаще всего альтернативные течения – это задиристые, дерзкие и эпатажные явления. О соотношении альтернативы и оппозиции – небольшой материал Александра Раппапорта.
Но альтернатива – это также и необходимость выбора. Зачастую – необходимость тяжелая, трудная, а иногда и ложная. Константин Лидин – как раз о поисках безальтернативности, «битвах стилей» и тех заблуждениях, к которым архитектуру приводят поиски абсолютного идеала красоты.
Статья Андрея Бокова продолжает размышления об альтернативном пути познания реальности – визионерском, о разновидностях архитекторов-визионеров и об их роли в развитии зодчества.
Может ли вернакулярная архитектура составить альтернативу профессиональному архитектору? Андрей Иванов обсуждает этот непростой вопрос на примере города Александрополя (Гюмри).
Традиционная культура Китая как раз не знала такой профессии – архитектор. Строительное искусство здесь опиралось на традиции и приемы, не меняющиеся тысячи лет. Соприкосновение с западной культурой создало непростые альтернативы. Об этом – статья Антона Косты и Сюй Шичуан.
Альтернативные представления об историческом городе, о соотношении правополушарного и левополушарного мышления в дизайне, о парадигмах управления развитием мест, о старых и новых столицах и т. д. – материалы наших новых и постоянных авторов.